Дворцовые тайны. Царицы и царевны XVII века [Людмила Евгеньевна Морозова] (fb2) читать постранично, страница - 115


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

близкого человека, которому можно безбоязненно поручить опеку над собственной семьей.

Но не меньше, чем в семейных делах, царевна Наталья Алексеевна прославилась на поприще культуры. Для того времени она была весьма начитанна. Ей принадлежали книги историко-литературного содержания, а также учебники: Троянская история, повествования об Александре Македонском, о Полтавском сражении, об освобождении Ливонии, Хронограф, Грамматика и др. Но главное, Наталья страстно увлекалась театром. Известно, что уже в 1690 году в ее хоромах в Кремле устраивались театральные постановки. Позже энергичная подвижница театрального искусства организовывала действа в царских резиденциях — в Преображенском и Измайлове. По распоряжению Петра в Москве на Красной площади было построено театральное помещение для широкой публики, где ставились спектакли по пьесам в том числе и современных европейских авторов. И уж конечно, Наталья не была в стороне от этого дела. В 1708 году двор и русская знать по приказу Петра I переехали в Петербург. И здесь развернулась увлеченная царевна. При ее дворе сразу же был организован театр, имевший специальное здание. Говоря современным языком, Наталья Алексеевна не только занималась режиссурой, но и сама писала пьесы как на религиозные сюжеты («Екатерина Великомученица», «Евдокия Великомученица»), так и исторического содержания («Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон»). В своих драмах Наталья выводила и современные ей события, свидетельницей которых она была. Это и аллегория на заговор Шакловитого 1689 года (пьеса «Стефанотокос»), и история великомученицы Евдокии, в чем-то напоминавшая судьбу царицы Евдокии Федоровны. Петр I всячески поддерживал увлечение сестры и с удовольствием посещал спектакли.

Более того, Наталью Алексеевну можно считать поборницей именно русского театра. Она пыталась придать театральному искусству национальные черты. А публике было с чем сравнивать, ведь тогда в России появляются заезжие итальянские, французские и немецкие труппы.

Внезапная смерть на сорок третьем году жизни, 18 июня 1716 года, прервала это творческое восхождение царевны Натальи. Петр I в это время находился за границей. Он до конца своих дней помнил любимую сестру, поборницу его преобразований, помощницу в семейных делах, драматурга и театрального деятеля.

INFO


Морозова Л. Е., Дёмкин А. В.

М80 Дворцовые тайны. Царицы и царевны XVII века. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. - 384 с., 16 л. ил. — (Историческое расследование).


ISBN 5-462-00205-Х


УДК 947

ББК 63.3(2)4


…………………..
FB2 — mefysto, 2023

Примечания

1

Ртищев, Федор Михайлович (1626–1673) — дворецкий, окольничий. На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Москве при Андреевском монастыре.

(обратно)