Наука о религии в России (конец XIX – первая треть ХХ в.). Антология трудов. В 2 томах Том 1 (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

религия (1907). Фрагмент....................................
Жебелёв С. А. Евангелия канонические и апокрифические (1919).
Фрагмент .................................................................................................................
Болдырев А. В. Религия греческих мореходов. Опыт изучения
профессиональной религии (1926) ...................................................................
Казанский Б. В. Бытовые основы жертвоприношения
в Древней Греции (1913).......................................................................................
Преображенский П. Ф. Тертуллиан и Рим (1926). Фрагмент........................
Богаевский Б. Л. Мужское божество на Крите (1930). Фрагмент................
Ранович А. Б. Цельс (1935)....................................................................................

233
251
264
276
291
315
338
350
361

ИУДАИЗМ
Никольский М. В. Jakhîn и Bō’az (1 Цар. 7, 21) (1896). Фрагмент.................
Ан-ский С. А. Из народных легенд о Големе (1912). Фрагмент....................
Франк-Каменецкий И. Г. Пережитки анимизма в библейской поэзии
(1926). Фрагмент.....................................................................................................
Лозинский С. Г. Изгнание евреев из Испании и Португалии (1929)..........
Шахнович М. И. Социальная сущность Талмуда (1929). Фрагмент...........
Ранович А. Б. Очерк истории древнееврейской религии.
Книжники (1937)....................................................................................................

371
380
392
409
432
445

РЕЛИГИИ КИТАЯ И ИНДИИ
Иакинф (Бичурин). Китай в гражданском и нравственном состоянии
(1848). Фрагмент.....................................................................................................
Алексеев В. М. Бессмертные двойники и даос с золотой жабой
в свите бога богатства (1918). Фрагмент..........................................................
Щербатской Ф. И. Учение о категорическом императиве у брахманов
(1918).........................................................................................................................
Мерварт Л. А. Сказания о Паттини-Деви (1918)...........................................

455
464
471
485

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Становление религиоведения как науки связано с появлением
сравнительного метода в языкознании, а также с развитием сравнительно-исторической методологии в этнокультурных исследованиях и социологии. В XVIII в. формируется представление о единстве человечества, с одной стороны, и о самостоятельной ценности
каждой отдельной культуры — с другой. В европейском обществе
усиливается интерес к национальным традициям и особенностям
отдельных народов, что способствует исследованию нравов и обычаев, изучению национальных языков и народного поэтического
творчества. Возникновение этнографии и фольклористики оказало
решающее воздействие на начало серьезного исследования мифологических представлений и обрядов.
В середине XIX в. стало очевидно, что использование сравнительной методологии при изучении религии требует осмысления
тео­ретических религиоведческих проблем, поиска новых методологических оснований, свободных от конфессиональных предпочтений и опирающихся на эмпирические исследования. Сравнительное
изучение религии становится «позитивной наукой». Л. Я. Штернберг* в посвященной этому статье отмечал, что наступил момент,
когда «исследователи религии усвоили ту основную истину, что на
место априорных идей должны стать факты, объективное изучение
которых должно привести к единственно возможной философии
религии — открытию законов и общих принципов религиозных
явлений»1. Он указывал на то, что исследования религии следует начинать с изучения верований архаического общества, ибо именно
эти верования были тем зерном, из которого постепенно выросли
все остальные религии. Отмечая, что не найдено ни одного народа,
1

Штернберг Л. Я. Сравнительное изучение религии // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 1900. Т. 31. С. 323.

5

От составителей

у которого не было бы никаких религиозных верований и обрядов,
Л. Я. Штернберг писал, что в основании всех религий, которые можно наблюдать, лежит общая для всех людей архаическая философия
природы, названная Эдуардом Тэйлором анимизмом и состоящая
в том, что человек признает в каждом явлении или объекте природы
жизнь, разум и волю. С развитием культуры древние боги и мифы,
связанные с ними, превращались в символы, которые, в свою очередь, трансформировались в пантеистические или спиритуальноэтические системы. Так постепенно происходила эволюция религий.
В начале ХХ в. эволюционизм стал важнейшим методологическим основанием науки о религии. Прошло более ста лет и поступательное развитие знания сделало новый виток, приведя современное
религиоведение вновь к эволюционным теориям происхождения
и развития религий. Пройдя сложный путь развития, создав новые
школы и открыв новые методологические парадигмы, современная
наука о религии с интересом обращается к наследию прошлого, желая найти там источник для вдохновения на новые открытия.
В этой книге собраны работы выдающихся российских исследователей религии, опубликованные впервые в самом конце XIX —
первой трети ХХ в. Большинство из них практически не известно
современным читателям, а также тем исследователям, которые привыкли