Ногайские народные сказки [Автор неизвестен - Народные сказки] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

распространение эпических сказаний, связан­
ных с историей Ногайской Орды (об Идиге, о ногайских бога­
тырях— потомках Идиге), в фольклоре казахов, киргизов,
узбеков, каракалпаков, сибирских, казанских и крымских татар.
Октябрьская революция коренным образом изменила жизнь
ногайцев. Все они перешли на оседлость, стали работать в кол­
лективизированном сельском хозяйстве, а также в промышлен­
ности. В 20-е годы ногайцы получили письменность, стала раз­
виваться национальная литература, культура, выросли кадры
национальной интеллигенции.
Первые записи и публикации образцов ногайского фольк­
лора появляются начиная с конца XIX в.— в оригинале и в
русских переводах или переложении. Необходимо упомянуть
в связи с этим труды В. В. Радлова, Ч. Ч. Валиханова, М. Османова, Г. Ананьева, П. А. Головинского, Н. Семенова, П. Неболь­
сина, П. А. Фалева, А.-Х. Ш. Джанибекова.
Ногайский фольклор привлек внимание таких крупнейших
исследователей, как В. В. Бартольд, В. М. Жирмунский. Послед­
ний посвятил ногайскому эпосу специальную монографию —
«Эпические сказания о ногайских богатырях в свете историче­
ских источников». В этой книге, посвященной эпосу тюркоязычных народов, В. М. Жирмунский рассматривает весь комплекс
ногайлинских преданий (ногайские, казахские, крымские
и т. д.), выявляет роль ногайлинского цикла в развитии эпоса
тюркских народов и подчеркивает относительно большую исто­
ричность ногайских преданий по сравнению с разработкой но­
гайской темы в более поздних эпосах, например в казахском
эпосе.
В фольклоре ногайцев эпический жанр сохранился как в
форме эпических песен с чередованием прозаических и стихо­
творных фрагментов текста, так и в форме прозаических ска­
зок и преданий.
Сборник ногайских сказок, предлагаемых читателю, неве­
лик по объему и, конечно, не исчерпывает всего богатства ска­
зочного эпоса ногайцев. Однако в нем представлены практиче­
ски все жанры: этиологические сказки, объясняющие проис­
хождение тех или иных характерных признаков животных и
их повадок, происхождение орудий труда (серп) и т. п., с ха­
рактерными этиологическими концовками: «с тех пор...», «с тех
времен...» (см. № 1—3); былички (№ 40, 30); тексты басенного
характера (№ 46); сказки о мудрой девушке (№ 38), мудро­
сти стариков (№ 44), о дурнях (здесь в этой роли выступает

7

молла —№ 43), кумулятивные (№ 13), дилемма-сказки (№ 18,
27), юмористические сказки.
Почти половина текстов сборника относится к жанру вол­
шебных сказок (№ 7—25, 27, 29). В их числе сказки о чудесном
герое (чудесное происхождение, сверхъестественный рост
и т. п.), сказки о животных-помощниках, благодаря которым
герой достигает цели, о борьбе героя с чудовищами, о чудесном
коне — спутнике героя — и др.
Довольно большую группу (более десяти текстов) состав­
ляют сказки о хитрецах (№ 6, 28, 31—37, 41, 42), в том числе
сказки о животном-трикстере (плуте, трюкаче), о героях-хит­
рецах, фигурирующих в волшебных сказках, и о героях быто­
вых анекдотов.
Книга составлена и переведена на русский язык ногайским
литератором Аждаутом Ногаем. В нее вошли сказки, собранные
самим составителем, а также переведенные им из двух сборни­
ков, вышедших на ногайском языке («Ногай эртегилер». Чер­
кесск, 1967; «Йырлар, эртегилер, айтувлар эм юмаклар». Чер­
кесск, 1955). Мы надеемся, что книга будет достаточно интерес­
на для читателей.
Е. С. Котляр

1. Спор орлов и саранчи
В давние времена царь орлов и царь саранчи по­
спорили.
— Если начнем воевать, мое войско победит твое,—
хвастался царь орлов.
— Нет, мое войско больше и потому сильнее. Побе­
да достанется нам,— не сдавался царь саранчи.
Тогда царь орлов предложил:
— Устроим сражение. На каждую сотню твоих бой­
цов я выставлю одного орла.
— Хорошо,— согласился царь саранчи.— Встретим­
ся завтра рано утром в небе над морем.
На следующее утро все орлы во главе со своим ца­
рем собрались в небе над морем справа. А слева в
это время надвигалась огромная черная туча. Когда
туча приблизилась, орлы поняли, что это войско са­
ранчи.
Орлы ринулись в бой первыми. Они клевали саран­
чу, пожирали ее, бросали в море. Но войску противника
не было конца. Вокруг каждого орла вилась сотня бой­
цов саранчи. Они ухитрялись проникать всюду, щипали
перья орлов, кусали их в грудь, грызли внутрен­
ности птиц.
И вот орлы один за другим стали падать в море.
Вскоре их осталось совсем немного. Царь орлов понял,
что проиграл бой, и с жалкими остатками войска с по­
зором удетел прочь.
С тех пор на земле орлов гораздо меньше, чем са­
ранчи.
11

2. Змея, ласточка и комар
Когда-то давно люди, птицы и звери говорили на
одном языке. В те времена у самого болота, в камы­
шах, жили черная змея, комар — длинноносый, с тон­
кими, как волосок, ногами — и белогрудая ласточка.
Змея жила под плоским черным камнем, комар ютил­
ся среди листьев камыша, а