Древнерусские города [Н. Н. Воронин] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

старше княжеской власти: они были ровесниками древней
истории славянства, гнездами народного труда, ремесленников и
торговцев, основывавших свои поселения на перекрестках водных
путей, у высоких берегов рек и у больших озер. Князья превращали
эти торгово-ремесленные центры в крепости, сооружая стены
кремлей и детинцев. Иногда первичной ячейкой будущего города
был княжеский замок, пограничная крепость или монастырь, под
стенами которого оседало промышленное население.
Однако русские города, игравшие столь выдающуюся роль в
обороне страны и защите населения от частых военных невзгод,
были очень редки сравнительно с огромными пространствами
русской
земли
и
малочисленны
сравнительно
с
широко
разбросанными по ее просторам селами и деревнями. Характер
страны был земледельческим, и на его фоне с еще большей силой
выступает прогрессивная роль древнерусских городов. За их
крепкими стенами множились сокровища культуры и искусства,
созданные поколениями русских людей: здесь строились красивые
хоромы знати и храмы, работали мастерские ремесленников и
художников, монастыри воспитывали в своих оградах духовных
писателей, живописцев и пастырей церкви. Немногое сохранили до
наших дней из своего многовекового наследия древние русские
города. Внутренние усобицы князей, набеги врагов сопровождались
грабежами; частые пожары испепеляли от края и до края
деревянные города. История Новгорода насчитывает свыше 100
пожаров; Москва горела в XIII—XV веках в среднем один раз в 7
лет; с XIII по начало XVII века Псков горел 28 раз. Монголы и
другие чужеземные орды, вторгаясь смертоносным ураганом,
уничтожали произведения древнерусского искусства и литературы.
Так, например, уже в XIX веке, в 1869 году, из Финляндии в
Академию Наук доставлено было 166 оборванных и полуобгорелых
листов из 200 книг, награбленных шведами в начале XVII века в 12
русских храмах и употребленных на переплеты и обертку. При
пожарах или нашествиях врага книги сносили в каменные храмы и
«наметывали» их до сводов — таково было книжное богатство Руси.
Сквозь все эти испытания и бедствия прошла лишь незначительная
часть памятников культуры, созданной многими поколениями наших
предков.
Теперь фашистские полчища, превзошедшие всех известных
истории человечества варваров, вторглись на нашу священную
землю; их недолговечное хозяйничанье осквернило
8

Рис. 2. Киев. Софийский собор. Саркофаг Ярослава

Рис. 3. Киев. Софийский собор. Фреска — Елизавета

Рис. 4. Киев. Собор Печерской лавры. Западный фасад

Рис. 5. Киев. Собор Михайлова-Златоверхого
монастыря. Мозаика — Святой Димитрий

ее и смело с лица земли много древних зданий, уничтожило ||
драгоценные собрания древностей, хранившихся в наших музеях,
архивах и библиотеках. Известны всему миру чудовищные слова
приказа гитлеровского генерала-фельдмаршала фон-Рейхенау:
«Никакие исторические или художественные ценности на Востоке не
имеют значения». Война фашистской Германии против Советского
Союза — это война против национальной культуры народов
Советской страны, и в первую очередь против русской культуры.
Взрыв великолепного собора Ново-Иерусалимского монастыря,
разрушение Кремля и других памятников в Новгороде Великом,
уничтожение чудесного древнего города Чернигова, взрыв собора
Киево-Печерской лавры и другие акты чудовищного и по-немецки
тупого
и
планомерного
вандализма
оккупантов
нанесли
непоправимый урон нашим национальным культурным сокровищам.
«Новый порядок» на русских землях напоминает историю
монгольского нашествия с тою лишь разницей, что столетия
монгольского
ига
принесли
меньше
разрушений,
нежели
исчисляемая месяцами немецкая оккупация. Немецкие полчища
Гитлера оставили далеко позади кочевых варваров XIII столетия.
Оккупанты осквернили древнейшие области русской земли,
связанные серебряным поясом великого водного пути из варяг в
греки по Западной Двине, Волхову и Днепру. Эта важнейшая
жизненная артерия древней Руси вскормила глубокo своеобразную
культуру Киевской державы IX—XI веков, вырастила на своих
берегах Киев, Чернигов и Новгород — крупнейшие центры не только
русской, но и международной экономической жизни. Культура
Киевской державы, развивавшаяся на пересечении торговых путей
Востока и Запада, впитывала и перерабатывала лучшие достижения
мировой культуры, но основной вклад в культуру Киевской Руси
сделала Византия. Превращение христианства в господствующую
религию имело огромное прогрессивное значение, облегчив
приобщение Киевской Руси к передовой для того времени
византийской культуре. Наследие этой блестящей эпохи послужило
неисчерпаемым
источником
культурного
и
художественного
развития периода феодальной раздроблениости, когда, в конце XI —
начале XII века, на смену «матери городов