Жан Огюст Доминик Энгр [Автор неизвестен] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Давидом Энгр называл себя историческим художником, отводя главную
роль в живописи исторической картине. Причины
этой удивительной «дискриминации» портрета кроются в эстетических принципах классицизма: существовало четкое деление на высокие жанры (достойные
большого искусства) и низкие, к которым и относился портрет наряду с натюрмортом и пейзажем.
Наиболее почетными считались жанры исторический, поднимавший проблемы истории государств,
мифологический, дававший простор творчеству на
темы из античной мифологии, и религиозный, охватывавший, соответственно, события и персонажей
Священной истории и истории Церкви.
В 1804 молодой живописец выполнил «Портрет
Наполеона – первого консула» (Музей современного
искусства, Льеж). Именно таким Бонапарт пришел
к власти в 1799 – решительным, уверенным и непоколебимым генералом, не знавшим поражений. Звание консула обеспечило ему исполнительную власть,

Великие художники

Автопортрет за мольбертом. 1804
тогда как к законодательству он юридически еще не
имел отношения (пока в 1804 он не провозгласил себя
императором). В этом портрете, как и в остальных произведениях Энгра данного жанра, поражает скрупулезная и поистине мастерская передача фактуры тканей,
зритель может практически ощущать мягкость и податливость плотных и тяжелых портьер и драпировки,
теплоту бархата парадного одеяния модели. Облик молодого Наполеона лишен спокойствия. Чуть сдвинутые брови и прямой взгляд выдают силу воли этого в
высшей степени амбициозного человека, самоуверенность, гениальность и харизма которого вскоре приведут его к безраздельному владычеству над Францией.
Законченная в 1804 работа оказалась неактуальной,
поскольку Наполеон к тому времени уже стал императором. Но через два года художник вернется к изображению этой выдающейся личности.
Ревностный поклонник классической школы живописи и преемник великого Давида, Энгр шел своим
путем в искусстве. Если он оставался верен гладкому
письму, четкости исполнения и строгости композиции, то в эмоциональный строй произведений вносил больше тепла и чувства, чем это требовалось,
предвосхищая тем самым эпоху романтизма.
В 1804 художник написал «Автопортрет за мольбертом» (Музей Конде, Шантийи), на котором предстал в двадцатичетырехлетнем возрасте. Четкость
линий, сдержанность красок и строгость компози-

ционного построения выдают классическую выучку
автора. Ему удалось создать удивительно простой и
благородный образ, однако это спокойное цветущее
лицо с непокорным взглядом не может скрыть силы
духа и жажды творчества, отчего художник выглядит
романтически-возвышенно. Свободно лежащие волосы, небрежно накинутый плащ – детали из арсенала романтической школы, свидетельствующие о том,
что их обладатель мало заботится о внешнем лоске,
посвящая себя искусству и мыслям о высоких материях. Энгр изобразил себя за мольбертом, словно на
минуту оторвавшимся от самого важного дела своей
жизни – создания картин. Он – созидатель, служитель
культа прекрасного (а именно творец был героем эпохи романтизма).
К раннему этапу творчества художника относятся
также три портрета членов семьи Ривьер: отца семейства, служившего при Наполеоне, его супруги и их
пятнадцатилетней дочери. (Все выполнены в 1805 и
хранятся в Лувре в Париже.). Их нельзя назвать серией, поскольку они сильно отличаются друг от друга и
формой, и композицией, и стилистическими особенностями. Благодаря разным формам полотен мастер
добился интересных результатов, вносящих определенные акценты в характеристику моделей. Заказчик
этих холстов производит впечатление спокойной
уверенности и самодовольства («Портрет Филибера

Портрет Филибера Ривьера. 1805

5

Жан Огюст Доминик Энгр

Портрет мадам Ривьер. 1805
Ривьера»). Его фигура идеально вписывается в прямоугольник, придавая композиции устойчивость и
завершенность. Господин Ривьер занимает собой
практически все пространство картины, так что его
голова буквально упирается в верхний ее край, отчего
появляется ощущение, что этому цветущему персонажу тесно в отведенной ему плоскости. Портрет достаточно строг и не перегружен деталями, глухой фон
напоминает о творчестве Давида. Однако ампирное
кресло, на котором восседает Ривьер, выписано с удивительной тщательностью, замечательно и осязаемо
передана фактура материалов: гладкая поверхность
полированного дерева, мягкий бархат обивки, бронзовый блеск накладных деталей.
Томное изображение мадам Ривьер заключено в
овал, что как нельзя лучше «центрирует» внимание
зрителя, взгляд которого не блуждает по полотну, а
сразу воспринимает образ в целом. Овальная форма
идеально соответствует мягкости линий изнеженного
тела модели. И несмотря на то, что есть легкая диспропорция в соотношении размеров головы, плеч
и линии груди (а возможно, именно благодаря ей),
портрет