Происхождение семьи, частной собственности и государства [Фридрих Энгельс] (pdf) читать постранично, страница - 3
Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (52) »
доходившей, по мнению Бахофена, до полного гос*
нодства женщин (гинекократия); 4) переход к едино*
12
брачик^ при котором женщина принадлежала ис
ключительно одному мужчине, заключал в себе на
рушение Хдревнейшего религиозного завета (т. е.
фактически нарушение исконного права остальных
мужчин на эту женщину), нарушение, которое тре*
бовало искушения или же должно было быть воз
мещено тем, что женщина в течение некоторого вре
мени отдавалась. другим.
Доказательств^ этих положений Бахофен находит
в многочисленных^ с исключительным усердием соб
ранных цитатах и& древнеклассической литературы.
Развитие от «гетеризма» к моногамии и от материн
ского права к отцовскому происходит, по его мне-»
нию, — в частцости у греков, — вследствие даль
нейшего развития религиозных идей, вследствие
внедрения новых божеств, представителей новых воз
зрений, в традиционную группу богов, представляв
ших старые взгляды, так что последние все более и
более оттесняются на задний план первыми. Таким
образом, по Бахофену, не развитие действительных
условий жизни людей, а религиозное отражение этих
условий жизни в головах тех же людей вызывало
"исторические изменения во взаимном общественном
положении мужчины и женщины. Согласно этому
Бахофен толкует «Орестейю» Эсхила как драмати
ческое изображение борьбы между гибнущим мате
ринским правом и возникающим в героическую эпо
ху и одерживающим победу отцовским правом. Ради
своего любовника Эгиста, Клитемнестра убила сво
его супруга Агамемнона, вернувшегося с троянской
войны; но Орест, 'сын ее и Агамемнона, мстит за
убийство отца, убивая свою мать. За это его пресле
дуют эриннии, демонические охранительницы мате*
ринского права, по которому убийство матери —*
тягчайшее, ничем не искупимое преступление. Но
Аполлон, который через своего оракула побудил
Ореста совершить это дело, и Афина, которую при*
13
/
зывают в качестве судьи, — оба божества, предста
вляющие здесь новый отцовско-правовой строй, —
защищают Ореста; Афина выслушивает обе сторо
ны. Весь предмет спора сжато формулируется в пре
ниях, происходящих между Орестом и/эринниями.
Орест ссылается на то, что Клитемнестра совершила
двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с
тем его отца. Почему же Эриннии преследуют его,
а не ее, гораздо более виновную?/Ответ поразите
лен:
*
/
«С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не
была».
Убийство человека, не состоящего в кровном род
стве, даже когда он — муж убившей его женщины,
может быть искуплено, оно эринний нисколько не
касается; их дело — преследовать убийства лишь
среди родственников по крови, и тут, по материн
скому праву, тягчайшим и ничем не искупимым яв
ляется убийство матери. Но вот защитником Ореста
выступает Аполлон; Афина ставит вопрос на голосо
вание членов ареопага—афинских присяжных; го
лоса делятся поровну — за оправдание и за осужде
ние; тогда Афина, как председательница, подает свой
голос за Ореста и объявляет его оправданным. От
цовское право одержало победу над материнским,
«боги младшего поколения», как называют их сами
эриннии, побеждают эринний, и в конце концов пос
ледние тоже соглашаются занять новый пост на
службе новому порядку вещей.
Это новое, но совершенно правильное толкование
«Орестейи» представляет собою одно из прекрасней
ших и лучших мест во всей книге Бахофена, но оно
в то же время доказывает, что он сам во всяком слу
чае не меньше верит в эринний, Аполлона и Афину,
чем в свое время верил Эсхил; а именно — он ве
рит, что они в греческую героическую эпоху совер
шили Цудо: ниспровергли материнское право, заме
14
нив его qthobckhm. Ясно, что подобное представле
ние, по которому религия оказывается решающим
рычагов ми^ойой истории, сводится в конечном счете
к чийтейшейу мистиц'йзму. Поэтому проштудировать
тблстый том Вахофена* — раббта трудная и далеко не
всегда благодарная. Но вее это не умаляет его за
служи Как исследователя, проложившего новый путь;
он первый отбросил фразу о неведомом первобыт
ном состоянии с беспорядочными половыМи отноше
ниями, доказав вместо этого, что,в древне-классиче
ской литературе есть множество следов того, что у
греков и у азиатских народов действительно суще
ствовало до единобрачия такое положение, когда,
вовсе не нарушая обычая, не только мужчина всту
пал в половое общение с несколькими женщинами,
но и женщина — с несколькими мужчинами; что
при своем исчезновении обычай этот оставил после
себя тот след, что женщины должны были покупать
свое право на единобрачие ценою временной отдачи
себя другим мужчинам; что поэтому происхождение
могло прежде определяться только по женской ли
нии, от матери к матери; что это исключительное зна
чение женской линии долго
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- . . .
- последняя (52) »
Последние комментарии
1 день 8 часов назад
1 день 16 часов назад
2 дней 7 часов назад
2 дней 11 часов назад
2 дней 11 часов назад
2 дней 11 часов назад