Зинаида Евгеньевна Серебрякова 1884-1967 [Коллектив авторов] (pdf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

архитектуры.
После возвращения в Россию в 1903, следуя совету «дяди Шуры», она вновь начала учиться живописи,
на сей раз в мастерской художника О. Э. Браза. По
словам Серебряковой, «собственной системы обра-

Озими. 1910
зования у него не было, все рисовали и писали, как
кто хотел». Однако Браз был близок к кругам «Мира
искусства», одним из основателей которого и являлся
Александр Николаевич Бенуа.
Отдыхая на каникулах в Нескучном, Зинаида много
времени проводила со своим двоюродным братом по
отцовской линии Борисом Анатольевичем Серебряковым, проживавшим напротив их дома, за рекой. Между
знакомыми с детства молодыми людьми возникло нежное искреннее чувство. Но церковь запрещала браки
между близкими родственниками, к тому же Зинаида
по семейной традиции была крещена в католичестве,
а Борис – в православии. Однако влюбленным все же
удалось обвенчаться. Летом 1905 они уговорили священника «забыть» факт их родства и поженились.
Несмотря на то что создание семьи всегда налагает
на женщину множество обязательств, Серебрякова не
оставляла мечты получить хорошее художественное
образование. Ее муж, выпускник Института путей сообщения, тоже стремился продолжить свое обучение,
но из-за происходивших в стране революционных
событий большинство учебных заведений столицы

5

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Вид из окна. Нескучное. 1910
были закрыты. Поздней осенью этого же года Зинаида
вместе с матерью выехала в Париж, где в то время уже
жили почти все члены семьи Бенуа. Через несколько
недель к молодой жене присоединился и ее супруг. В
Париже он поступил в Высшую школу дорог и мостов, а Зинаида, снова по совету своего дяди, начала
посещать Академию де ля Гранд Шомьер. Обучение
в студии Академии было хаотичным и не давало систематических знаний и умений, а вот осмотр Лувра
и множества парижских галерей, знакомство с классической и современной французской живописью
оставили след в душе начинающей художницы. В
своих этюдах этого периода она стремилась запечатлеть образы знакомых французов, полную свободного воздуха жизнь улиц Парижа и его окрестностей.

В

Первенцы

есной 1906 Зинаида Евгеньевна с матерью и
мужем вернулась в Россию. Во многом возвращение
было связано с предстоящим рождением сына. Мальчик, названный в честь деда – Евгением, появился на
свет 26 мая в Нескучном, а 7 сентября 1907 у Серебряковых уже родился второй ребенок – Александр. Отныне семья жила в имении на Украине и лишь изред-

6

ка, на один-два холодных зимних месяца, приезжала в
петербургский «дом Бенуа». Забота о маленьких детях
забирала бóльшую часть времени художницы, однако, как только появлялось несколько свободных часов, она рисовала. Это были и этюды с изображением
детей, не только своих, но и сельских подростков, и
зарисовки крестьянских строений, и полные воздуха
пейзажи. Одна из работ того времени стала не просто
отдушиной для обремененной домашними хлопотами хозяйки, а настоящим произведением искусства,
заявившим художественному миру России о новом
самобытном мастере кисти.
На картине «За туалетом. Автопортрет» (1909, Государственная Третьяковская галерея, Москва) представлено отражение в зеркале молодой женщины. Она,
стоя перед туалетным столиком и немного повернув
голову, расчесывает свои длинные темно-каштановые волосы. Карие глаза героини с обаятельным лукавством смотрят прямо на зрителя. На первом плане
перед самым зеркалом автор изобразил своеобразный
натюрморт, состоящий из флаконов духов, бус, спиц,
салфеток и других женских вещиц. Их зритель также
видит лишь отражающимися в зеркале. И только свеча в тонком металлическом подсвечнике представлена
и в реальном мире тоже. Этот достаточно реалистичный автопортрет, написанный в серебристо-светлой
гамме, фактически является отображением «потусторонней» зеркальной жизни художницы и тем самым
приобретает сходство со стилем начала XX века – арнуво (модерн). Продемонстрированная на VII выставке
Союза русских художников в Петербурге картина получила всеобщее признание не только у публики, но
и у известных мастеров кисти. В. А. Серов так отозвался о ней: «Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь». Три полотна Серебряковой, в том числе и
«За туалетом», были куплены Третьяковской галереей,
что является показателем высокого художественного
уровня этих произведений.
Однако Зинаида Евгеньевна всегда испытывала
неудовлетворение от собственных работ. По этому
поводу в одном из ее писем можно найти следующие
строки: «Я больше рисую, но по-прежнему в отчаянии от своей живописи!»
Продолжая жить в Нескучном, художница преимущественно писала портреты членов своей семьи, а также небольшие «крестьянские» пейзажи. Например, на
картине «Вид из окна. Нескучное» (1910, Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва)