Мемуары [Мусса Кундухов] (fb2) читать постранично, страница - 49

- Мемуары 430 Кб, 129с. скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично) - Мусса Кундухов

 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

по обстоятельствам пришлось бы быть под властью иноверного царя, то следует повиноваться ему так, как мусульманскому, если только он не препятствует исполнять религию». М. К.

(обратно)

48

Как известно, приблизительно с XVI в. высшие сословия и правящая «номенклатура» в России пополняется нерусскими элементами высокородного происхождения. Это — либо выходцы из земель, присоединенных к Московскому, а затем Российскому государству, либо принятые на службу иностранцы. В XIX в. такая «интернационализация» продолжается и за счет представителей кавказских народов. Наличие «космополитических» черт и веротерпимости в господствующем классе России помогло быстрому территориальному росту империи, смягчив типичные причины для напряженности между метрополией и колонией.

(обратно)

49

Нет места углубляться в очень заманчивую для исследования сферу — вопрос о том, как взаимодействовали факторы притяжения и отталкивания в ходе соприкосновения двух столь разных культурных массивов — русского и кавказского. Заметим лишь, что сама природа подобных процессов исключает однозначное толкование, если, конечно, рассматривать их в русле науки, а не идеологии. Строго говоря, здесь мало чем полезны и такие привычные оценочные категории, как «прогрессивный» или «реакционный», которые трудно отнести к научному понятийному аппарату.

(обратно)

50

Государственный архив Северо-Осетинской ССР. Ф. 12. Оп. 6. Д. 275. Л. 22.

(обратно)

51

Там же.

(обратно)

52

Там же. Л. 23.

(обратно)

53

Там же.

(обратно)

54

См. там же. Л. 24–26 об. 28. Высказывая презрение к идолопоклонству, как атрибуту варварства, М. Кундухов замечает, что в осетинском быту под языческими напластованиями хорошо сохранились начала христианской религии. (Там же. Л. 28 об.)

(обратно)

55

Там же. Л. 23 об.

(обратно)

56

Дневник полковника Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в гор. Калуге, с 1859 по 1862 год. // Акты Кавказской археографической комиссии. Т.12. Тифлис. 1904. С. 1465.

(обратно)

57

Кавказ, 1937, № 8 (44). С. 13.

(обратно)

58

Не случаен интерес многих современных антропологов, историков, философов и психологов к реликтовым обществам: последние позволяют понять человека и социально-культурные формы его существования не хуже, а подчас и лучше, чем высокоорганизованные цивилизации, воплощенные в развитых государственно-национальных и экономических системах.

(обратно)

59

Здесь и далее цитаты без отсылок взяты из текста мемуаров.

(обратно)

60

Командующий войсками Терской области М.Т. Лорис-Меликов писал, что М. Кундухов прямо высказал ему мотивы, побудившие его возглавить переселение горцев — «спасти туземное население от бедствий, которые неминуемо постигнут эти племена в случае (их. — В. Д.) восстания». А в неизбежности такого восстания он был убежден (Дзагуров Г. А. Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов. Ростов-на-Дону, 1925. С.18).

(обратно)

61

Здесь Кундухов не ошибся. В правящем классе Турции было немало выходцев с Кавказа. Этот привилегированный слой охотно вбирал в себя талантливых представителей разных народов и вероисповеданий, в чем исследователи усматривают причины высокой жизнеспособности Оттоманской империи.

(обратно)

62

Кавказ, 1937, № 8 (44). С. 11.

(обратно)

63

Современники указывали на «крайне самолюбивый и щекотливый нрав» Кундухова, а также на «множество» его недоброжелателей «и в среде туземцев, и между служащими русскими» (Дзагуров Г. А. Указ. соч. С. 67).

(обратно)