Белый Бурхан [Геннадий Андреев] (fb2) читать постранично, страница - 314


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

автора.)

(обратно)

209

Чет Челпанов и его товарищи были обвинены не в «колдовстве», как таковом, а в возбуждении неповиновения властям, нарушении законов империи и в «членовредительстве», нанесенном якобы инакомыслящим и сборщикам налога (Статьи 938, 13, ч. 1 и ст. 1542 Уложения о наказаниях). По всем обвинениям бурханисты были оправданы судами и первой, и второй инстанций.

(обратно)

210

Тоурак уже в 1890 г. — большая русская деревня, переселенческая, входившая в ведение крестьянских начальников, а не «урочище». Через нее проходил тракт.

(обратно)

211

Коргонские копи были к 1904–1905 гг. заброшены. Такой ответ сразу же возбудил бы подозрения, так же, как и название неизвестного кержакам народа.

(обратно)

212

Антипод — жрец могучей энергии, противник жреца. В данном случае им мог быть и сам таши-лама, задание которого Куулар Сарыг-оол исказил. (Примечания автора.)

(обратно)

213

Согласно философии восточных религий, умирая в плотном теле, человек воскресает сначала в тонком, а затем огненном. Тонкое тело — дух, огненное мысль. (Примечания автора.)

(обратно)

214

Древнейшее представление о затмении Луны и Солнца как о съедении их драконоподобным существом (Раха, Араха — санскр., Дьел-беген — алт. и т. п.). Чтобы облегчить их освобождение, считалось необходимым бить в тазы, кастрюли, стрелять, бить собак и т. д. Имело всеобщее распространение среди народов мира.

(обратно)

215

После ареста Чета Челпанова и его единомышленников в русских прогрессивных кругах возникло движение за их освобождение. Русские купцы, ведшие торговлю с Монголией по Чуйскому тракту (А Д Васенев, В. Рыбаков, Русско-монгольское торговое общество и бийский мещанин П. Мальцев), взяли обвиняемых на поруки. Г. Н Потанин обратился к известному писателю В. Г. Короленко выступить в суде защитником бурханистов; позже демократическая томская газета «Сибирская жизнь» по инициативе того же Г. Н. Потанина стала освещать ход процесса над ними. В качестве экспертов выступали известные революционеры-народники, ученые С. П. Швецов и Д. А. Клеменц. К судебному процессу были привлечены ведущие адвокаты М. Н. Вознесенский, М П. Соколов (Петербург), Р. Л. Вейсман (Томск). На судебном разбирательстве было заслушано 63 свидетеля. В результате всех этих действий сибирской прогрессивной интеллигенции были сорваны планы миссии и царской администрации и обвиняемые были оправданы.

(обратно)

216

А. А. Лопухин, действительно, вскоре после гибели Плеве угодил на каторгу, выдав эсерам их провокатора. (Примечания автора.)

(обратно)

217

Упоминаемый здесь случай произошел с Н. К. Рерихом. (Примечания автора.)

(обратно)

218

В Тибете существовало поверье, что личная жизнь мирян и верующих может серьезно влиять на самочувствие и здоровье владыки Поталы. Стоило только кому-нибудь пренебречь каким-либо обетом или же нарушить его, как это немедленно отражалось на далай-ламе: он мог заболеть, лишиться сна и даже умереть. (Примечания автора.)

(обратно)

219

Далай-лама XIII и таши-лама IX. Сведения «из первых рук», оставленные очевидцами, знакомыми с обоими представителями высшей власти Тибета, можно почерпнуть в следующих книгах: П. К. Козлов. Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото. М., 1948; Е. И. Кычанов, Л. С. Савицкий. Люди и боги страны снегов. М., 1975; Г. Ц. Цыбиков. Избранные труды. Т. 1. Новосибирск, 1980.

(обратно)

220

Версия изложена в книге Н. К. Рериха «Избранное». М., 1979. С. 143.

(обратно)