Драконы и звездолеты Лестера Дель Рея [Василий Владимирский] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

сколько психологическими аспектами проникновения "чудес науки" в повседневную жизнь. Однако в целом его произведения вполне соответствовали представлениям Дж. В. Кэмпбелла о "специфике жанра". По крайней мере, так продолжалось до тех пор, пока идейное лидерство в американской фантастике оставалось за "Astounding SF". За десять с небольшим лет в этом журнале вышло свыше тридцати повестей и рассказов писателя. Среди произведений дель Рея этого периода, оказавших заметное влияние на развитие американской фантастики, необходимо упомянуть повесть «Нервы» ("Nerves", 1942), в которой речь идет об аварийной ситуации на ядерной электростанции. Фактически это первое в западной фантастике произведение, где описывается катастрофа, вызванная "мирным атомом". Как всегда, писатель предельно точен и достоверен в психологических деталях.

За свою долгую жизнь Лестер дель Рей успел попробовать силы едва ли не на всех ступенях издательского бизнеса, от литагента на вольных хлебах до ведущего редактора одной из крупнейших книгоиздательских корпораций Соединенных Штатов. Он редактировал журналы "Space Science Fiction", "Fantasy Magazine", "Rocket Stories", "Science Fiction Adventures", сотрудничал с «Galaxy» и «If», выступал в качестве издателя и, конечно же, писал, писал и писал. Рассказы, повести, эссе, рецензии… Не столь плодовитый, как иные мэтры золотого века, дель Рей оставил-таки после себя солидное наследство: более трех десятков романов и авторских сборников. Многие из них подписаны псевдонимами — Эрик ван Лин (Erik van Lhin), Джон Альварец (John Alvarez), Мэрион Генри (Marion Henry), Филип Джеймс (Philip James), Чарлз Саттерфилд (Charles Satterfield), Эдсон Маккэн (Edson McCann). Некоторые созданы в соавторстве: например, широко известен написанный совместно с Фредериком Полом роман "Предпочтительный риск" ("Preffered Risk", 1955). Популярен, особенно у подростков, оказался и начавший выходить во второй половине шестидесятых цикл, написанный по сюжетным разработкам Лестера дель Рея Полом Фэйрмэном (Paul W. Fairman).

Жизнь дель Рея была полна событиями. Самыми разными, печальными и радостными. В том числе — литературно-издательская жизнь. Судьба его отнюдь не была безоблачной, как может показаться. Неудачи сопровождали его на протяжении всей карьеры — как, впрочем, и любого автора, прошедшего подобный путь. Прогорали журналы, с которыми он сотрудничал, отвергались предложенные им проекты, уходили к конкурентам набравшие популярность авторы… Не слишком повезло дель Рею и с литературными наградами: самые известные его произведения вышли еще до учреждения главных американских премий, «Хьюго» и «Небьюллы», так что в этом плане слава обошла его стороной. Однако заслуги дель Рея-издателя не были забыты, и в 1990 году он наконец стал обладателем титула «Грандмастер», присуждаемого на ежегодной церемонии вручения «Небьюллы» за вклад в развитие фантастики.

Столкновение рационального и иррационального представлений о мире, конфликт между ними и последующий синтез — именно этому посвящено большинство вещей дель Рея, вошедших в этот сборник. Разница между "Элен О'Лой", где в качестве иррациональной силы выступает любовь, и «Эльф-лудильщик», где наука и магия названы своими именами, по большому счету чисто внешняя. Логический и интуитивный методы познания Вселенной для дель Рея одинаково ценны. Как истинный новый романтик "Золотого века" дель Рей поэтизирует научно-технический прогресс, но при этом признает, что принесенные им плоды могут быть весьма ядовиты. Писатель далек от того, чтобы превозносить "благородное средневековье", но мир неопределенности, мир, где в лучшем случае действует лишь одна константа, заданная Верой, ему явно ближе.

Взаимоотношения между научной фантастикой и фэнтези всегда интересовали Лестера дель Рея — и как писателя, и как издателя. В отличие от многих своих коллег, дель Рей считал фэнтези главным, стержневым фантастическим направлением.

Сначала, небезосновательно считал писатель, была фэнтези, потом уже появились остальные фантастические «поджанры».

Научная фантастика, хоррор — все это могучие ответвления от единого главного ствола. Основная разница между НФ и фэнтези в том, что первая смотрит в будущее, вторая же повернута лицом к прошлому, как правило — не историческому. К такому выводу приходит писатель к концу семидесятых, уже проработав несколько лет редактором фэнтези в "Ballantine Books". Фэнтези "говорит лишь о событиях прошлого, упоминание о которых нельзя найти ни в одном из учебников истории и которые произошли на земле, не указанной ни в одном атласе", пишет дель Рей в работе "The World of SF. 1926–1976: The History of Subculture" (NY. Ballantine Books, 1979). Оба направления логичны в своих предположениях, но если самая причудливая SF претендует на определенную связь с реальностью, не порывая с базовыми законами природы, то фэнтези охотно заигрывает с иррациональным и недоказуемым. (В скобочках замечу, что, например, историософские построения академика Фоменко полностью попадают под это определение фэнтези).

Дель Рей предлагает подробную