"Матрица" как философия [Уильям Ирвин] (fb2) читать постранично, страница - 115


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

звучные псевдоинтеллектуальные отсылки: «Посмотри на них. Автоматы. Не думай о том, что они делают и почему.

(обратно)

185

Компьютер говорит им, что надо делать, и они делают». «Повседневность зла». Эта претенциозная ссылка на Арендт упускает из виду главное: люди, погруженные в виртуальную реальность Матрицы, занимают совершенно иную, почти противоположную, позицию по сравнению с исполнителями Холокоста. Еще одним мудрым ходом было опустить все слишком очевидные ссылки на восточные техники опустошения ума как способа избежать контроля Матрицы: «Ты должен научиться уходить от этой злобы. Ты должен уйти от всего. Ты должен опустошить себя, чтобы освободить свой разум».

(обратно)

186

Важно и то, что возможность увидеть насквозь свой управляемый мир и убежать из него герою дает непредвиденное вмешательство его отца. В фильме две фигуры отца: действительный символически-биологический отец и страдающий паранойей «реалити-папа» — продюсер телешоу, который полностью управляет жизнью героя и защищает его в замкнутом окружении (роль исполняет Эд Харрис).

(обратно)

187

Экранизация опоры Вагнера, осуществленная Хансом-Юргеном Зибербергом (1982). — Примеч. пер.

(обратно)

188

Метод киносъемки, когда на экран позади объекта съемки проецируется заранее снятое изображение. — Примеч. пер.

(обратно)

189

Речь о хичкоковском фильме «К северу через северо-запад». В граните горы Рашмор вырезаны 18-метровые головы четырех американских президентов: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна. — Примеч. пер.

(обратно)

190

Dean J. Aliens in America: Conspiracy Cultures from Outerspace to Cyberspace. Ithaca, 1998.

(обратно)

191

Единственный. Избранный (фр.).

(обратно)

192

Television. 1987. 40. October.

(обратно)

193

Об этой двусмысленности см.: Virilio P. The Art of the Motor. Minneapolis, 1995.

(обратно)

194

Еще одно существенное противоречие также касается статуса интерсубь-ективности во Вселенной, управляемой Матрицей: все ли индивиды разделяют одну и ту же виртуальную реальность? Почему? Почему бы каждому не иметь свою собственную, предпочтительную?

(обратно)

195

Фильм Джона Бурмена (1974). — Примеч. пер.

(обратно)

196

Фильм Майкла Андерсона (1976). — Примеч. пер.

(обратно)

197

Гегель «переворачивает» эту фантазию, показывая ее функцию наполнения доонтологической бездны свободы, воссоздавая подлинную Сцену, находясь на которой субъект включается в подлинный ноуменальный порядок. Другими словами, для Гегеля точка зрения Канта является бессмысленной и непоследовательной, поскольку она втайне вновь вводит завершенную божественную целостность, мир, воспринимаемый только как Субстанция, а не как Субъект.

(обратно)