Архетипическое исследование сновидений [Владислав Лебедько] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

бодрствующем состоянии. Он так же высветил связь сновидений с «коллективным бессознательным» и древними знаниями предков.

Другой выдающийся ученик Фрейда, А. Адлер полагал что процессы и образы в сновидениях являются переработкой дневных переживаний человека и так и определял его функцию. Но не как избавление от вытесненных чувств и желаний. В его подходе важно то, что он не разделял психику на дневное и ночное состояние и считал их естественными продолжениями друг друга. И поскольку сны есть продолжение жизни человека, то они отражают и его личность и его жизненный ритм, поэтому, работая со снами, можно найти наилучшие для данного человека способы решения его задач.

Создатель гештальттерапии Ф. Пёрлз сравнивал работу со снами с дорогой к целостной личности. Он утверждал, что, работая с образами сновидений, можно осознать различные маски личности и объединить все отрезанные и вытесненные части личности и души. Это происходит через проигрывание, воплощение и перевоплощение сновидца в различные образы и части сновидения.

Основатель процессуальной терапии А. Минделл считает, что мы сновидим не только во сне, но и бодрствуя. «Создатель сновидений» непрерывно излучает вереницы образов, отражающих символы различных слоев нашей внутренней жизни. Структуру его работы можно рассмотреть, используя метафору озера, со дна которого непрерывно всплывают пузырьки. Зарождаясь на самом дне, пузырек представляет собой маленькую капельку газа, приближаясь к середине постепенно увеличивается и, поднявшись на поверхность, расплывается большим пузырем. Так же и работа со сновидением. На поверхности сновидения мы видим образы, опускаясь глубже, мы можем осознать стоящие за образами чувства, обращаясь еще глубже возможно обнаружить то, из чего рождаются сновидения — «создателя сновидений» и вступить с ним в контакт.

Представитель холистического течения в психологии С. Каплан-Уильямс предлагает технику перепроживания сновидений, особенно акцентируя возможность перепрожить те моменты сна, которые заставили нас проснуться от страха или боли, перепрожить собственную смерть или иное драматическое событие, от которого мы бежали даже во сне, отпустить страх и пережить возрождение, обновление и, тем самым, исцелиться, путем завершения какого-то незавершенного процесса, который представал во сне как угроза смерти или чего-то еще ужасного. Каплан-Уильямс предлагает также очень удобный инструмент для анализа сновидений во всей их совокупности — «Кристалл сновидений».

Ученик и реформатор Юнга Джеймс, основатель архетипической психологии, Джеймс Хиллман возрождает древнюю традицию диалога с богами, исследуя сновидения методом активного воображения.

Мы не считаем какой-то подход более или менее правильным или исключительным. В своей работе мы пришли к интеграции всех перечисленных методов. Главное для нашего подхода — то, что в процессе активной работы над сновидениями, человек оживляет свое основное богатство — душу.

Что есть человеческие существа, как не сосуды, через которые встречаются друг с другом боги, духи, демоны?.. Их тысячи в каждом из нас. Они управляют миром наших снов и яви, а мы помогаем им реализовать божественный замысел. В сложных, многоуровневых взаимоотношениях с Богом и его многочисленными ликами — богами, со случаем и друг с другом проходим мы развилки жизненного пути, этого «сада расходящихся тропок». И на каждой развилке меняемся мы все: я, ты, Бог, случай, герои нашего воображения, прошлое и будущее, — влекомые в одной связке по неисповедимым путям взаимотворения… И то, как предстоит тому или иному богу проявляться в каждом человеке (и предстоит ли проявляться вообще) — предмет очень сложного и многостороннего договора, участниками которого являются тысячи других богов, демонов и архетипов, дух самого человека, наконец, сознание планеты, которое может иногда существенно ограничить, а иногда, наоборот, расширить вольную игру богов по мотивам ему одному ведомой целесообразности… Судьба человека вершится сложнейшей мозаикой желаний (страстных желаний) тысяч духов, богов и архетипов, его прошлыми деяниями, задачами его рода и много чем еще…

И исследование сновидений позволяет нам активно включиться в увлекательную, порой опасную, непредсказуемую игру взаимотворения себя и мира.

1. Сновидения, архетипы, душа

Основное содержание сновидений это образы. Они, образы, являются выразителями воли той глубинной сути, из которой мы происходим и которой являемся, сущностью того, чем мы живём. Слово Архетип можно перевести как прообраз, то есть изначальный образ, исток. Следовательно, наши сны в значительной степени наполнены архетипами, и, даже, возможно, все образы сновидения, если проследить их истоки, окажутся архетипическими.

В пространстве истоков, в мифологическом пространстве живут боги. Там, где боги находится и наша глубинная память, память об