Четыре благородных истины и Восьмеричный путь для полных чайников [Автор неизвестен] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

подавят это сожаление, если осознают, что тела их проделали хорошую работу, и если теперь они не могут делать столько, сколько раньше, то они должны кротко и мирно делать то, что они могут, и не тревожиться переменой. Скоро у них будут новые тела, а для того, чтобы обеспечить себе новое, хорошее тело, надо в меру сил использовать старое и во всяком случае быть ясным, спокойным и невозмутимым. Единственный способ сделать это - забыть о себе, положить конец всем эгоистическим желаниям и обратить свои мысли во вне на помощь другим, поскольку есть способность к этому.

3. ПРЕКРАЩЕНИЕ СКОРБИ. Мы уже видели, как прекращается скорбь и достигается спокойствие: это достигается постоянным удержанием мысли на Высочайшем. Нам все еще приходится жить в этом мире, который поэтически описывается как планета скорби. И действительно она такова и есть для многих, пожалуй, для большинства людей, хотя это и не должно быть так; но если бы мы не привязывались к ней желаниями, мы могли бы жить на ней совершенно счастливо. Мы обитаем на ней, но мы не должны быть связаны с нею, по крайней мере, не в такой степени, чтобы это причиняло заботы, тревоги и печали. Без сомнения, долг наш помогать другим в их тревогах и заботах; но для того, чтобы сделать это плодотворно, мы не должны иметь своих собственных горестей. Мы должны пропускать мимо себя спокойно все тревоги, которые могут вызвать горести, оставаясь спокойными и довольными. Если мы будем философски относиться к этой низшей жизни, то увидим, что для нас скорби почти не будет существовать.

Могут быть люди, которые сочтут подобное отношение недостижимым. Это неверно, потому что, если бы это было так, то Господь Будда никогда не предписал бы этого нам. Мы все можем достигнуть этого, и мы должны сделать это, потому что только тогда, когда мы достигнем этого, мы сможем по-настоящему плодотворно помогать нашим собратьям.

4. ПУТЬ, ВЕДУЩИЙ К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СКОРБИ. Это дается нам в так называемом Благородном Восьмеричном Пути - это опять-таки удивительное распределение, или категории Господа Будды. Это прекрасное изложение, потому что его можно брать на всех уровнях развития. Мирской, даже необразованный человек может взять его в самом низшем аспекте и найти посредством его путь к миру и утешению. Но его может взять и самый великий философ, истолковать на своем уровне и многому научиться от него.

Первая ступень на этом Пути - это ПРАВИЛЬНАЯ ВЕРА. Некоторые люди возражают против этого качества, они говорят, что оно требует от них чего-то вроде слепой веры. Требуется совсем не такая вера. Скорее требуется известное количество знания факторов, управляющих жизнью... Некоторые распространенные факты всегда давались людям в той или иной форме. Они объяснялись даже диким племенам, а остальному человечеству различными религиозными учителями во всевозможных писаниях. Совершенно верно, что писания и религия разнятся между собой, но те пункты, в которых они сходятся, должны быть приняты человеком, прежде чем он сможет счастливо жить.

Один из этих фактов - это Вечный Закон Причин и Последствий. Если человек живет в той иллюзии, что он может делать все, что захочет, и что следствия его поступков никогда не обратятся против него самого, то он наверное замечал, что некоторые из его поступков навлекают на него несчастья и страдания.

И если он не поймет, что цель его жизни прогресс,... в том, чтобы он вырос морально и стал лучшим и более благородным, чем теперь, то он навлечет на себя несчастья и страдания, потому что, наверное, он будет жить лишь низшей стороной жизни, а эта низшая сторона никогда вполне не удовлетворит внутреннего человека. И поэтому выходит, что он должен, по крайней мере, хоть что-нибудь узнать об этих великих законах. Если же он сам еще не может узнать их, то хорошо для него, если он поверит в них.

Когда у Господа Будды спросили, значит ли это, что мы должны слепо принять какую-либо форму верования, Он ответил: "Нет, но вы должны сами узнать три великих вещи: что только на пути Святости и Праведной Жизни может человек окончательно достигнуть совершенства, что для достижения его он проходит через много жизней, постепенно поднимаясь все выше и выше; и что есть Закон Вечной Справедливости, по которому действуют все эти вещи." На этой ступени человек должен отбросить всякое сомнение и внутренне должен быть вполне убежден в этих вещах. Но для мирского человека хорошо, если он будет хотя бы верить в это, потому что если он не будет руководствоваться этим в жизни, он не сможет идти дальше.

Вторая ступень на Благородном Восьмеричном Пути - это ПРАВИЛЬНЫЕ МЫСЛИ. Правильные мысли означают две равные вещи: Первая требует, чтобы мы думали о том, о чем следует, а не о том, о чем не следует. Мы можем постоянно иметь в уме высокие и прекрасные мысли или, с другой стороны, ум наш может быть заполнен мыслями об обыкновенных, повседневных предметах. Пусть здесь не будет никакого недоразумения; какую бы работу мы ни делали, она должна делаться тщательно,