Владимир Иванович Пирожников
RSS канал автораПирожников Владимир Иванович — российский журналист и прозаик, существенная часть творчества которого относится к научной фантастике.
Родился на окраине Перми, в рабочем поселке Гайва. Отец — Иван Степанович (1918-1949), участник Великой Отечественной войны, сержант морской пехоты Северного флота, мать — Ширинкина Ангелина Антоновна (1918), воспитательница детского сада. Семья жила в коммунальной квартире, в комнате размером три метра на четыре метра. «Бедность, скудость, а порой и откровенная нищета — вот что запомнилось мне из «золотой поры детства».
Учился в средней школе №46 (1956-1966), а также в музыкальной школе по классу виолончели (1960-1966). И уже в последнем классе играл в местном ДК имени Чехова на контрабасе в любительском джазовом ансамбле. В 1966-71 гг. учился на филологическом факультете Пермского государственного университета. После окончания вуза работал по распределению учителем в Вильвенской средней школе Добрянского района, затем инженером в НИИУМСе (1973-74).
В 1972 году перешёл на журналистскую работу: работал корреспондентом газет «Вечерняя Пермь» (1974-1980) и «Звезда» (1980-1987). В мае 1984 года являлся участником VIII Всесоюзного Совещания молодых литераторов, а в 1987-ом по рекомендации Пермской писательской организации поступил на двухгодичные Высшие литературные курсы СП СССР в семинар литературной критики. Владимир уехал на два года в Москву в Литературный институт им. Горького, где эти курсы и преподавались.
В 1990 основал одно из первых на Урале частных издательств ТОО «Издательство Урал-Пресс», в котором до 1994 года был главным редактором. С 1995-го — корреспондент городских и областных газет, независимый журналист. Значительная часть газетных публикаций публиковалась под псевдонимом «А. Быстров» (газетные публикации).С 2002 начальник пресс-службы научно-производственного объединения, специализирующееся на разработке и производстве систем автоматического управления газотурбинных двигателей, ОАО «Стар» (Пермь). Член Союза журналистов СССР, Союза журналистов России.
Литература привлекала В. И. Пирожникова с детства. Писал стихи, в институте на основе классических русских произведений создал несколько пьес для студенческого театра «Кактус». В 1980-е годы был членом местного КЛФ «Рифей», участвовал в Семинарах в Малеевке (1982, октябрь-ноябрь), где представил свою фантастическую повесть «На пажитях небесных». Она была опубликована в 1983 году в журнале «Знание — сила» и сделала его имя известным в кругу любителей фантастики. Действие повести происходит в далёком будущем на поясе астероидов в районе Юпитера во времена колонизации планет и была одним из первых образцов «киберпанка» в СССР. Хотя в то время никто и термина такого не знал, Владимир Пирожников уже описывал создание искусственного интеллекта. И не столько с чисто технической стороны, сколько с моральной и этической, пытаясь вложить в него понятия «истины», «любви» или «справедливости». Писатель Станислав Шульга позднее так охарактеризовал это произведение: «Почти в то же самое время, когда Гибсон выстрелил своим «Нейромантом», в журнале «Знание — сила» вышла небольшая повесть Владимира Пирожникова «На пажитях небесных». Текст менее изысканный стилистически и менее жёсткий в описаниях нашего возможного будущего, но ничем не хуже по смысловой нагрузке и сюжетной интриге. Там есть все атрибуты, присущие американскому киберпанку 80-х — компьютеры, сети, искусственный интеллект, размышления о власти и системе...».
А далее были годы литературного молчания. Причина тому — в мировоззрении автора, сделавшем Пирожникова непечатным. «Я всегда был и остаюсь инакомыслящим. Мне очень близка формула, на которую я наткнулся в одном из романов Рэя Бредбери:«Если тебе дали линованную бумагу — пиши поперёк», — писал Владимир Иванович.
В одном из эссе писатель довольно точно определил собственное жизненное кредо: «Запад и Восток. Таковы две главные ценности, два духовных начала, два ориентира в мировоззрении и творчестве, которым я следую всю жизнь... Это можно объяснить тем, что с приобщения именно к ценностям культуры Запада началось моё духовное созревание в подростковом возрасте. В то время, когда мои сверстники восторгались судьбой Павки Корчагина, зачитывались такими книгами, как «Судьба барабанщика», «Красные дьяволята», «Тимур и его команда», мне попал в руки роман Т. Драйзера «Финансист». Я с огромным вниманием отслеживал перипетии судьбы юного Фрэнка Каупервуда, который сумел стремительно разбогатеть только потому, что обладал талантом финансиста и лучше других понимал правила игры на бирже».
Поэтому неудивительно, что свою историческую драму «Пять тысяч слов» Пирожников написал в 1982 году после просмотра фильма Акиры Куросавы «Расёмон», в свою очередь, снятого по новеллам Рюноскэ Акутагавы. Действие этого необычного произведения происходит в I веке до нашей эры в Древнем Китае, а в качестве главного героя у писателя выступает первый мыслитель Востока, обосновавший теорию исторического круговорота, историограф Сыма Цянь, придворный летописец ханьского императора У-ди.
Не принятым критиками оказался и изящный городской романс «Небрежная любовь». Написанная Владимиром Пирожниковым в 1979 году, но впервые опубликованная в 1985-ом, повесть сразу выдвинула автора в число наиболее ярких представителей «yральского андеграунда». Однако представленное на VIII Всесоюзном Совещании молодых литераторов сочинение, в котором перемешался джаз, экзистенциальные переживания и первая любовь, было обругано московским критиком Владимиром Бондаренко. Её раскритиковала Пермская организация Союза писателей и отверг журнал «Новый мир» с убийственной рецензией: «Повесть «Небрежная любовь» написана под влиянием западной культуры. Это чувствуешь по душевному состоянию героя. Советскому человеку, если у него чиста совесть (а наш герой не преступник, он интеллектуал), не свойственно безотчетное чувство страха перед жизнью… Чувство страха — элемент мироощущения американизированной культуры Запада… Не хотелось бы бросать автору самое ужасное, на мой взгляд, обвинение — в нелюбви к Родине, но многое он просто «не видит» и «не слышит». В повести нет «русского духа».
В 2006 году в ежегодном сборнике появилось его второе фантастическое произведение — повесть «Каинов комплекс», где на фоне детективного сюжета о расследовании причин гибели испытателя Степана Корнева, автор пытается решить вопрос о целесообразности слияния машины и живого организма. Герой испытывал новые системы управления космическим кораблем, для чего было необходимо чувственно и эмоционально слиться с ним в единое целое. Интересно, что идея повести «родилась» ещё в 1989 году, когда во время круглого стола в редакции «Литературной газеты» Пирожников впервые публично сформулировал ряд принципов, которые объясняют глобальный культурологический механизм нашей цивилизации, который он так и назвал — «каинов комплекс». А через пятнадцать лет в повести он в художественной форме развил и объяснил это философское понятие.
В качестве писателя художественно прозы В. И. Пирожников сделал на удивление мало, хотя его талант признавали очень многие. Он опубликовал только два авторских сборника: «Небрежная любовь» (1989) и «Пять тысяч слов» (2009), куда кроме вышеупомянутой повести, вошло несколько его реалистических произведений. В последние годы работал над новым фантастическим романом «Красная мышь».
Написал также несколько заказных книг по истории пермских предприятий, являлся автором ряда критических статей в «Литературной России», «Литературной газете», журнале «Урал» и др.
В последние годы Владимир Иванович Пирожников тяжело болел и скончался в Перми на семидесятом году жизни от рака.
Показывать: Сортировать по:
Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице)
По форматам: fb2 книги - 5 (4.57 Мб)
Всего книг: 5. Объём всех книг: 5 Мб (4,793,460 байт)
Автор
Научная Фантастика Сборники, альманахи, антологии
Антология фантастикиДетективная фантастика Киберпанк
Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.
Последние комментарии
10 часов 25 минут назад
14 часов 33 минут назад
14 часов 50 минут назад
15 часов 10 минут назад
17 часов 52 минут назад
1 день 1 час назад