Эжен Ионеско

RSS канал автора
Поделиться:


Биография

Эжен Ионеско — французский драматург румынского происхождения, один из основоположников театра абсурда, признанный классик театрального авангарда XX века.

Родился 26 ноября 1909 в румынском городе Слатине. Родители в раннем детстве увезли его во Францию, до 11 лет он жил во французской деревне Ла Шапель-Антенез, потом — в Париже. Позже говорил, что детские впечатления деревенской жизни во многом отразились в его творчестве — как воспоминания об утраченном рае. В 13 лет вернулся в Румынию, в Бухарест, и прожил там до 26 лет. В 1938 вернулся в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь.

Формирование его личности проходило под знаком двух культур — французской и румынской. Особенно интересными были взаимоотношения с языком. Перейдя на румынский язык в подростковом возрасте (первые свои стихи написал по-румынски), он начал забывать французский — именно литературный, а не разговорный; разучился на нём писать. Позже в Париже французский пришлось осваивать заново — на уровне профессиональных занятий литературой.

Позже Жан-Поль Сартр замечал, что именно этот опыт позволил Ионеско рассматривать французский язык как бы на расстоянии, что давало ему возможность самых смелых лексических экспериментов.

Учился в Бухарестском университете, изучал французскую литературу и язык. Ионеско вспоминал, что главным для его бухарестского периода было ощущение конфликта с окружающей средой, осознание того, что он находится не на своем месте. В начале 1930-х нацистские идеи процветали и в среде румынской интеллигенции — по воспоминаниям Ионеско, в то время модно было принадлежать к правым. Внутренний протест против «модной» идеологии сформировал принципы его мировоззрения. Своё сопротивление фашизму он рассматривал не как политическую или социальную проблему, но как экзистенциальную проблему взаимоотношений человеческой индивидуальности и массовой идеологии. Фашизм как политическое движение сыграл в этом лишь своеобразную роль «спускового крючка», отправной точки: Ионеско возненавидел любое массированное идеологическое давление, диктат коллективизма, стремление управлять эмоциями и поступками человека.

Ненависть к тоталитарным режимам Ионеско пронёс через всю жизнь — спонтанные юношеские ощущения были отрефлексированы и переросли в осознанные принципы. В 1959 эта проблема легла в основание пьесы «Носорог», рассматривающей процесс коллективной мутации, перерождения под воздействием насаждаемой идеологии. Это единственная его пьеса, которая поддаётся социально-политической трактовке, когда нашествие носорогов при постановке рассматривается тем или иным режиссёром как метафора наступления фашизма. Ионеско всегда бывал несколько обескуражен и раздосадован этим обстоятельством.

Остальные его пьесы не давали возможности столь конкретной интерпретации. Понимали их режиссёры и зрители или не понимали, — а полемика в 1950-е вокруг абсурдизма развернулась нешуточная и продолжалась в течение нескольких десятилетий, — вряд ли можно подвергать сомнению то, что пьесы Ионеско в чистом виде посвящены жизни человеческого духа. Рассматривались и анализировались эти проблемы автором непривычными, новыми средствами — через распад логической структуры смысла и формы всех составляющих элементов пьесы: сюжета, фабулы, языка, композиции, характеров. Дополнительный накал полемике придавал сам Ионеско. Он охотно давал интервью, ссорился с режиссёрами, много и противоречиво говорил о своей эстетической и театральной концепции. Так, Ионеско был против самого термина «абсурдизм», утверждая, что его пьесы реалистичны — настолько, насколько абсурдны весь реальный мир и окружающая действительность. Здесь с автором можно и согласиться, если считать, что речь идет не о бытовых, социальных и политических реалиях, а о философских проблемах бытия.

В 1938 защищает в Сорбонне докторскую диссертацию по философии «О мотивах страха и смерти во французской поэзии после Шарля Бодлера».

Первая премьера Ионеско — спектакль «Лысая певица» — состоялась в 11 мая 1950. Весьма показательно — в рамках эстетики абсурдизма — что сама лысая певица не только не появляется на сцене, но в первоначальном варианте пьесы и не упоминалась. По театральной легенде, название пьесы возникло у Ионеско на первой репетиции из-за оговорки актёра, репетирующего роль брандмайора (вместо слов «слишком светлая певица» он произнёс «слишком лысая певица»). Ионеско не только закрепил эту оговорку в тексте, но и заменил первоначальный вариант названия пьесы («Англичанин без дела»).

В 1960-1970-е в пьесах Ионеско усиливается апокалиптическое звучание, напрямую увязанное с господством тоталитарной идеологии.

Скончался Эжен Ионеско после тяжёлой продолжительной болезни 28 марта 1994 в Париже.
Библиография

Пьесы

1950 — Лысая певица / La Cantatrice chauve
1950 — Les Salutations
1951 — La Leçon
1952 — Стулья / Les Chaises
1953 — Le Maître
1953 — Жертвы долга / Victimes du devoir
1953 — La Jeune Fille à marier
1954 — Amédée ou Comment s’en débarrasser
1955 — Jacques ou la Soumission
1955 — Le Nouveau Locataire
1955 — Le Tableau
1956 — L’Impromptu de l’Alma
1959 — L’avenir est dans les œufs
1959 — Бескорыстный убийца / Tueur sans gages
1959 — Этюд для четверых / Scène à quatre
1960 — Apprendre à marcher
1960 — Носорог / Rhinocéros
1962 — Бред вдвоём / Délire à deux
1962 — Le roi se meurt
1963 — Воздушный пешеход /Le Piéton de l’air
1965 — La Soif et la Faim
1966 — Пробел / La Lacune
1970 — Jeux de massacre
1972 — Макбетт / Macbett
1975 — L’Homme aux valises
1980 — Voyage chez les morts

Романы

1973 — Одинокий / Le Solitaire

Эссе

Дневники

Поэзия

Рассказы

Статьи
Титулы, награды и премии

1970 — Член Французской академии
1973 — Иерусалимская премия
Экранизации

1972 — Носорог / Næsehornet
1973 — Носорог / Rhinoceros
1974 — Макбетт / Macbett
1995 — Бред вдвоём
2001 — Я иду домой / Je rentre à la maison
2006 — Смерть короля / Le roi se meurt
Ссылки

Эжен Ионеско — Википедия
Эжен Ионеско — яркий и талантливый писатель XX века, известный также как мыслитель и классик театрального авангарда
Eugène Ionesco Home Page

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 18.
По форматам:  fb2 книги - 18 (11.74 Мб)
Всего книг: 18. Объём всех книг: 12 Мб (12,307,694 байт)
Средний рейтинг 5Всего оценок - 2, средняя оценка книг автора - 5
Оценки: нечитаемо - 0, плохо - 0, неплохо - 0, хорошо - 0, отлично! - 2

1) Бред вдвоем 0.14 Мб
2) Воздушный пешеход 0.22 Мб
3) Жертвы долга 0.14 Мб
4) Король Умирает 0.1 Мб
5) Лысая певица 0.07 Мб
6) Лысая певица 0.19 Мб
7) Макбет 0.17 Мб
8) Между жизнью и сновидением [Собрание сочинений: Пьесы. Роман. Эссе] 4.78 Мб
9) Наедине с одиночеством. Рассказы 1.18 Мб
10) Носорог 0.36 Мб
11) Носорог 2.42 Мб
12) Орифламма 1.64 Мб
13) Сказки для детей моложе трёх лет 0.04 Мб
14) Стулья 0.13 Мб
15) Урок 0.1 Мб
16) Фотография полковника 0.02 Мб
17) Э.Ионеско. Пробел / E.Ionesco. La Lacune 0.03 Мб
18) Этюд для четверых 0.02 Мб

Автор

Драматургия  

Современная проза  

Драматургия  

Драматургия   Проза  

Современная проза  

Драматургия  

Драматургия   Зарубежная современная драматургия  

Драматургия   Современная проза  

Современная проза  

Драматургия   Театр  

Драматургия  

Проза  

Современная проза  


Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.