«Сектор Газа» глазами близких [Роман Гноевой] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

«Пасха — а — а, я достану из серванта банку с самогоном на три литра;

Пасха — а — а, я покрашу яйца, хоть их в брюках и не видно»

Из того, что поет человек можно безошибочно догадаться о его состоянии. Группа «Сектор Газа» находится на устойчивом плаву добрый десяток лет. Все больные темы, о которых говорят или думают, получили своеобразное освещение в творчестве этой группы. Люди покупали кассеты, значит хотели это услышать. Характерной особенностью стиля группы является «стеб» — то есть безотказный прием эпатажа, демонстративного нарушения общественных приличий. Хотя использование мата и не является редкостью в современных произведениях искусства, «Сектор Газа» является застрельщиком и рекордсменом ненормированной лексической коммуникации.

Песня «Пасха» с диска «Колхозный панк» (1994) единственная, отражающая религиозную тематику в творчестве группы. В ней нет брани, но шаржированно приблатненный стиль остается узнаваемым. Перезвон церковных колоколов переходит в жесткий гитарный ритмический рисунок, на фоне которого разухабистый голос надрывается:

«Пасха — а — а, сяду я в свою машину марки «орленок»,
Пасха — а, — а, память всех родных я чтить привык с пеленок.»
Гнусная, мерзкая, хульная песня. Слушая, испытываешь брезгливость. Впрочем именно к этому и стремится группа, но важно другое. Нельзя отказать автору (Ю.Хой) в умении уловить настроение, или, как принято говорить, менталитет. Скупым штрихом высвечено беспросветное убожество, плоскостной пошлый юмор, обозленность.

Воскресение Христово для героя песни лишь повод для вскрытия банки с самогоном. И после этого он отправляется на кладбище: «Выйду с самогоном весной на цветущий погост. В память всех родных произнесу я тост. Пусть волком смотрит на меня в умотину пьяный жандарм. Я родным своим поставлю, а ему и грамма не дам».

Единственная светлая деталь — цветущий погост. В этом можно усмотреть известную символичность. Для очень многих церковная духовность исчерпывается обязательством по отношению к мертвым. Люди приходят в храм не молиться, а поставить свечку или написать записку о поминании. Так вот стоит ли «на зеркало пенять, коли рожа крива»? И не может ли «стеб» группы оказаться полезным, хотя бы в осознании степени нашего падения, подобно тому, как издавна юродивые обличали заносчивых? Может быть панк — это промыслительная форма юродства нашего времени?

Среди благочестивых православных распространено мнение о том, что вся рок-культура — порождение дьявола. А даже если и так, ведь «и бесы верют и трепещут»(Иак.2:19). А мы не веруем и не трепещем, мы коснеем в безрадостном зле и пьем на могилах своих мертвых. Хуже бесов, а еще осуждаем и надмеваемся. Не из воздуха берутся такие песни, не по наущению дьявола. Из «нашего родного, исконного». Как не вспомнить лесковское «Русь была крещена, но не просвещена».

А что до дьявола... В мудрой книге «Беседы старого священника» о.Константин советует «обходиться с дьяволом корректно». Не следует его дразнить. Ему ничем так не угодишь, как само-превозношением, пусть даже осуждая громко все силы зла. А еще древние говорили — «Дьявол — обезьяна Бога». взглянем издали на ужимки и извлечем урок — как рано нам считать себя полпредами Святой Руси.

Cамозванец

Это было летом 1991 года в парке Горького (Зеленый театр), когда выступали много групп и «Сектор газа» должен был играть.

Большинство играли металлисты и рокеры, а музыкантов охраняли «Ночные волки». Когда объявили «Сектор газа» на сцену вышел какой-то идиот похожий на Юру и начал петь под фонограмму «Сектора газа». Никто конечно из металлистов и «Ночных волков» не знал Юру в лицо, и все думали, что это и есть настоящий «Сектор газа»... Вдруг... на сцену вышел сам Юра (настоящий) и был настолько зол, что начал ронять микрофоны, выключать фонограмму и избивать самозванца. «Ночные волки» вышли на сцену и избили Юру, он упал. Они конечно не знали, что он настоящий Юра Клинских...

Разобрался ли Юра с самозванцем или нет я не знаю. К сожалению, идиот продолжил петь под фонограмму, а народ уже не танцевал... Потом на сцену вышла другая группа.

13 лет рок-карьеры, 13 альбом последних песен

Буквально три дня назад я доделал две песни, теперь их ровно тринадцать. 2000 год, 13 лет группе, 13-й альбом, и в нем — 13 песен», так начал свою беседу с «Зведной дорожкой» Юрий Хой, бессменный лидер «Сектора Газа». Беседа состоялась три недели назад, а 4 июля Юрий Хой умер от сердечного приступа..

В память о нем остались только что дописанный альбом «Воставший Из Ада» и история группы «Сектор Газа» — коллектива, который смело можно назвать одним из самых одиозных на територии бывшего СССР. За 13 лет активного функционирования к Хою и Ко прилипили десятки самых разнообразных ярлыков, среди которых — « кабацкий рок», «русский