Происхождение христианства [Карл Каутский] (fb2) читать постранично, страница - 201


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

name=t35>

13

Трофимова М. К. Историко-философские проблемы гностицизма. М., 1979.

(обратно)

14

См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 307.

(обратно)

15

Наиболее полная их характеристика содержится в книге И. Д. Амусина "Кумранская община" (М., 1983).

(обратно)

16

См.: Амусин И. Д. Общественные и религиозные течения в Палестине во II в. до н. э.- I в. н. э.// История древнего мира. Расцвет древних обществ. М., 1983.; Гене Г. Библейские истории. М., 1989.; Донини А. У истоков христианства. М., 1989; Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки. М., 1968.

(обратно)

17

См. настоящее издание, с. 386.

(обратно)

18

Впрочем, эта оговорка большой роли для Каутского не играет, в чем читатель сможет убедиться сам. В дальнейшем те слои, среди которых распространилось христианство, Каутский однозначно назы-вает пролетарскими и делает далеко идущие выводы о характере раннехристианской идеологии.

(обратно)

19

См. настоящее издание, с. 303.

(обратно)

20

См. настоящее издание, с. 313.

(обратно)

21

Там же. С. 310, 313.

(обратно)

22

См. настоящее издание, с. 303.

(обратно)

23

См. настоящее издание, с. 313.

(обратно)

24

«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» и т. д.

(обратно)

25

Он «был, как думали, Сын Иосифов».

(обратно)

26

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. V. 36, 38. Ср. Цитату из этого же сочинения, которую приводит Маркс в «Капитале» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 247).

(обратно)

27

Перевод В.А. Жуковского

(обратно)

28

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 208.

(обратно)

29

В цитированном уже нами сочинении «Geschichte des antiken Kommunismus und Sozialismus» Пельман бестолковым образом отож-дествляет классовую борьбу античного пролетариата, даже задолжавшихся аграриев, сложение долгов, грабежи и раздел земли между обездоленными с современным социализмом, чтобы доказать, что дик-татура пролетариата при всех условиях ведет только к поджогам и грабежам, убийствам и насилиям, разделу и пирам. Мудрость эрлангенского профессора — это все та же мудрость покойного Евгения Рихтера, приукрашенная бесчисленными греческими цитатами.

(обратно)

30

Обыкновенно фунт золота стоил 4000 сестерциев. Грабежи Цеза-ря понизили его стоимость на целую четверть.

(обратно)

31

О гражданских войнах. II, 3. Аппиан уверяет, что парфяне не совершили никаких враждебных действий. Следовательно, поход против них фактически был только разбойническим походом.

(обратно)

32

Аппиан. О гражданских войнах. II, 15.

(обратно)

33

Перевод В. А. Жуковского.

(обратно)

34

Аппиан. О гражданских войнах. II. 16.

(обратно)

35

«Правление женщин».

(обратно)

36

Слово «ангел» означает вестник.

(обратно)

37

Плавт. Пленники. Акт 2. Сцена 2.

(обратно)

38

Золотой сикль весил 16,8 грамма и стоил 47 марок.

(обратно)

39

В Тель-эль-Амарне, недалеко от Фив, был найден в 80-х годах прошлого столетия целый ящик с дипломатической перепиской, писанной клинописью на глиняных плитках, в том числе и письма из Иерусалима.

(обратно)

40

Еще раньше, чем деньги начинают функционировать в роли средства обращения, они выполняют функцию мерила стоимости. Их употребляют в этой роли еще при господстве меновой торговли. Так, в Египте рассказывается, что там укрепился обычай, как пишет Мей ер, «употреблять медные слитки (уты) весом в 91 грамм не как действительные деньги, на которые можно обменять все товары, а как мерило стоимости при обмене товаров, посредством которого измеряется стоимость обмениваемых товаров. Так, в период новой империи бык, стоимость которого определена была в 119 ут меди, оплачивался одним куском обработанной меди в 25 ут и