Наставление в христианской вере, т.4 [Жан Кальвин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Книга IV



О ВНЕШНИХ, ИЛИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ, КАКИМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ БОГ, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ НАС К СЫНУ СВОЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ И СОХРАНИТЬ В НЁМ





· Глава I: Об истинной церкви, с которой мы должны поддерживать связь, ибо она - мать всех верующих


· Глава II: Сравнение истинной и ложной церкви


· Глава III: Учители и служители церкви, их избрание и обязанности


· Глава IV: О состоянии древней церкви и об образе управления ею, существовавшем до утверждения папства


· Глава V: О том, что весь древний порядок церковного управления был извращён тиранией папства


· Глава VI: О главенстве римского престола


· Глава VII: О возникновении и возвышении папства вплоть до обретения им нынешней власти, при которой подавлена и попрана всякая справедливость


· Глава VIII: О власти церкви в том, что касается определения догматов веры. И о том, как в папстве церковь была доведена до полного искажения чистоты учения


· Глава IX: О соборах и их авторитете


· Глава X: О власти церкви принимать и издавать законы, посредством чего папа и его приспешники осуществляют тираническую власть над душами и ввергают их в геенну


· Глава XI: О юрисдикции церкви и злоупотреблениях папства в этой области


· Глава XII: О дисциплине в церкви, главным образом о той, что применяется в наказаниях и отлучении


· Глава XIII: Об обетах и о том, что их бездумное принятие в папстве прискорбным образом опутывает души


· Глава XIV: Таинства


· Глава XV: О крещении


· Глава XVI: О том, что крещение младенцев полностью соответствует установлению Иисуса Христа и природе знака


· Глава XVII: О святой вечере Иисуса Христа и о пользе, ею нам доставляемой: 1-15; 16-30; 31-50


· Глава XVIII: О папской мессе - святотатстве, не просто профанирующем, но вовсе уничтожающем вечерю Иисуса Христа


· Глава XIX: О других пяти обрядах, ложно именуемых таинствами, и о том, каковы они на самом деле:

- о конфирмации

- о покаянии

- о елеосвящении (о соборовании)

- о церковных званиях и чинах (о священстве)

- о браке


· Глава XX: О гражданском управлении


Глава I



ОБ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ, С КОТОРОЙ МЫ ДОЛЖНЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ СВЯЗЬ, ИБО ОНА - МАТЬ ВСЕХ ВЕРУЮЩИХ




1. В предыдущей книге было показано, каким образом через евангельскую веру Иисус Христос становится нашим Господом и как мы делаемся причастными принесённому Им спасению и вечному блаженству. Но поскольку наши невежество, лень и тугодумие, а также суетность нашего ума нуждаются во внешних вспомогательных средствах, через которые в нас могла бы зародиться вера, возрастать и подниматься всё выше, Бог не забыл снабдить нас надлежащими средствами, чтобы помочь нам в нашей немощи. А чтобы проповедь Евангелия могла осуществляться должным путём, Бог вручил это сокровище своей Церкви как бы на хранение: поставил пастырей и учителей (Эф 4:11), дабы учить нас их устами. Короче говоря, Он не пренебрёг ничем, что могло бы питать святое согласие в вере и добрый порядок среди нас.


Прежде всего Бог установил Таинства. Они, как известно из опыта, являются полезнейшим средством для поддержания и укрепления веры. Ведь мы, запертые в своей плоти, словно в подземелье, отнюдь не достигли ангельского состояния; и поэтому Бог, соразмеряя Себя нашим способностям, утвердил своим непостижимым провидением это водительство, дабы привести нас к Себе, несмотря на то, что мы чрезвычайно далеки от Него.



Итак, порядок изложения требует, чтобы теперь я обратился к рассмотрению вопроса о Церкви и её управлении, о её функциях и власти, затем о Таинствах и о гражданском порядке. Необходимо также освободить читателей от тех заблуждений и злоупотреблений, какими Сатана пытается в лице папства извратить всё предназначенное Богом к нашему спасению. Начну я с Церкви, в лоне которой Бог хотел собрать своих детей - не только для того, чтобы она вскармливала их своим служением, пока они пребывают словно в младенческом возрасте, но и для того, чтобы она всегда по-матерински наставляла их, пока они не возмужают, то есть не достигнут конечной цели веры. Недопустимо разъединять две вещи, которые соединил Бог [Мк 10:9]: Церковь - мать всех тех, кому Бог - Отец. Так было не только во времена Закона, но продолжается и после пришествия Иисуса Христа. Об этом свидетельствует св. Павел, говоря, что мы дети нового небесного Иерусалима (Гал 4:26).




2. Когда в Символе веры мы исповедуем, что веруем Церкви, это относится не только к видимой Церкви, о которой мы ведём речь, но и ко всем избранным Божьим, в том числе и к усопшим. Поэтому и стоит здесь слово «верую»,