Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы [И А Близнец] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Близнец И А Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы

Предисловие

Достоинство человека — общечеловеческая ценность, для нормального функционирования любого государства, общества в целом необходимо признание данного тезиса. Достоинство неотъемлемо от человека, оно выражает природу человека, на нем базируются и из него следуют права человека, они являются некой формой существования достоинства, в них оно получает свое воплощение. К числу общепризнанных прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах относит право на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса, право на образование. Для реализации данных прав необходимо создать благоприятные условия созданию и использованию произведений.

Культурные права и свободы способствуют поддержанию человеческого достоинства, что отмечается в Уставе ЮНЕСКО, в котором, в частности говорится для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей.

Таким образом, если государство заботиться о творческой интеллигенции, то это «мудрое» государство, ибо оно в конечном итоге «думает» о самосохранении и развитии общества.

Кроме того, интеллектуальная собственность есть не только духовное богатство, она играет важную роль в экономическом обороте. Лишь реализация одних авторских прав в ряде стран Запада обеспечивает от 4 до 7 % валового сбора. Это еще раз подчеркивает необходимость придать вопросам охраны интеллектуальной собственности должное внимание, поощрять творчество или, как сказал Авраам Линкольн поддерживать пламя гения топливом интереса.

До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.

Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав. Для признания прав иностранных авторов и в свою очередь признания прав отечественных авторов за рубежом стали заключаться двусторонние договоры. Совершенно очевидно, что строить систему международной охраны с помощью двусторонних соглашений непрактично. В связи с этим со временем государства стали прибегать к заключению региональных и многосторонних конвенций.

К региональным конвенциям относится ряд Панамериканских конвенций, в число которых входят: Конвенция в Монтевидео (1889 г.), Конвенция — в Мехико (1902 г.), Конвенция — в Рио-де-Жанейро (1906 г.), Конвенция — в БуэносАйресе (1910 г.), Соглашение — в Каракасе (1911 г.), Конвенция — в Гаване (1928 г.), Вашингтонская конвенция (1946 г.). Однако с развитием технических средств распространения произведений становилось все очевидным, что с помощью региональных соглашений международную охрану авторского права не построить.

Первая многосторонняя конвенция была заключена в 1886 г. и получила название Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Данная конвенция многократно пересматривалась. Однако положения ее были не приемлемы для молодых развивающихся государств, для стран с разными культурными традициями. Поэтому в 1952 г. в Женеве была принята Всемирная конвенция об авторском праве.

В указанных конвенциях закрепляются два основных положения:

1) принцип ассимиляции (национальный режим произведениям)

2) минимальный объем охраны.

Понятно, что в настоящее время — время технического прогресса, время развития компьютерной сети Интернет вопросы международной охраны авторского права становятся еще более актуальными. Как уже говорилось выше, система международной охраны авторского права представлена главным образом Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенцией об авторском праве. Поэтому в настоящее время особенно назрела необходимость проанализировать конвенционные нормы, понять, основываясь на истории разработки, принятия международных документов тенденции развития международной охраны, ибо правовое регулирование отношений в области международной охраны как любое правовое регулирование должно быть обусловлено закономерностями развития общественного бытия, а законодатели лишь должны осознать эти закономерности и принять нормы, отражающие их.

К сожалению, несмотря на большую значимость данного вопроса проблемы в данной области в российской юридической литературе должным образом не рассматривались. В предложенной монографии автором предпринята попытка проанализировать и критически осмыслить весь комплекс вопросов конвенционной охраны авторских прав, выявить закономерности и высказать некоторые