Философия и психология фантастики [Константин Григорьевич Фрумкин] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (132) »
Фрумкин Константин Григорьевич Философия и психология фантастики
Фрумкин Константин Григорьевич Философия и психология фантастики Настоящая монография рассматривает фантастику не только как вид литературы, но и как феномен культуры и мышления. Автор пытается ответить на вопросы: что такое фантастика, чем она привлекательна для человека, как существование фантастики предопределено человеческими желаниями и какие стратегии объяснения и оправдания фантастических феноменов характерны для современной фантастической литературы. В книге делается попытка выявить значение характерной для фантастики идеи множественности миров. Также в монографии анализируются некоторые бытующие в современной российской фантастике социально-политические парадигмы. Книга будет представлять интерес для культурологов, философов, филологов, а также для всех, кто интересуется фантастикой. Оглавление Введение Глава 1. Логика фантастического Понятие фантастики Фантастика и законы реальности Фантастика и будущее Глава 2. Оправдание фантастического От объяснения к намеку, от намека к умолчанию Типология фантастических феноменов по стратегии их объяснения Волшебство и техника Об эквифинальной магии Глава 3. Фантастика - свобода - желание Почему фантастическое интересно? Фантастика и исполнение желаний Золотой век Романтика и фантастика Тайное богостроительство фэнтези Проблема избытка свободы Глава 4. Параллельные реальности Фантастические миры Фантастика как альтернатива принципу дешифровки Множественность миров как условие возможности нонконформизма Пересечение реальностей: Виктор Пелевин Глава 5. Фантастика и политика О криптоисторическом мышлении Империи и спецслужбы в психологическом измерении Колонизатор Толкиен Приложение. Теории чуда в эпоху науки Чудо как соответствие идеальному Лосев между Розановым и Флоренским Чудо и законы природы Разумная деятельность и случайность Чудо и магия Заключение Введение Речь в данной работе пойдет о фантастике. Литература об этом предмете достаточно обширна, но обладает известной узостью. Большинство статей и книг, которые существуют по теме "фантастика", говорят исключительно о фантастике в художественной литературе, а среди всех видов литературной фантастики большинство литературоведов обычно интересует научная фантастика. Все это вполне объяснимо. С точки зрения сюжетности и идейности литература способна на наиболее внятные и развитые артикуляции смысла. Правда, невозможно отрицать бурное развитие фантастической кинематографии, но в сюжетном и идейном аспектах кинематограф является либо вторичным по отношению к литературе, либо практически неотличимым от нее по своей проблематике, поскольку сюжет и идейность фантастического фильма, как правило, заключены в его литературной основе. Развитие фантастической литературы превратило фантастику из элемента литературных произведений в наименование вида или даже жанра беллетристики. Еще в начале XX века слова "фантастика" в русских словарях и энциклопедиях не присутствовало, и хотя произведений с фантастическими образами и сюжетами было более чем достаточно, теоретики не считали нужным считать фантастичность конституирующим свойством литературного сочинения. Сегодня литературоведы называют как минимум три "узла" фантастики в истории мировой литературы: фантастика фольклора, фантастика романтизма и современная фантастика. О применимости понятия фантастики к мифологии, эпосу или европейской средневековой литературе можно спорить, но и так ясно, что перед нами категория, не привязанная к определенному времени. Как отмечает Татьяна Чернышева, "фантастика не противоречит никакому литературному методу, она может "поступить на службу" и к романтизму, и к реализму, и к модернизму" 1). Однако ни в фольклоре, ни в романтизме фантастика не выделилась в особую разновидность или даже жанр литературы. И только формирование в конце XIX века научной фантастики привело к тому, что стали говорить о литературных произведениях, фантастических по преимуществу, т. е. не романтических, не мистических, не мифологических, не аллегорических, не символических, а именно фантастических. Так возникло понятие фантастики, которое до сих пор очень часто используется в значении корпуса фантастических текстов. Нет ничего удивительного, что теоретическая мысль интересуется прежде всего фантастикой на материале ее наиболее развитых форм в рамках наиболее насыщенного смыслами искусства. Следует признать, что преодолеть литературоцентризм фантастоведения не удалось автору данной книги, во всяком случае большая часть приводимых в настоящей работе примеров взята из области литературы. Однако мы беремся утверждать, что та степени общности, которая достигнута нами при разговоре о фантастике, делает эту категорию равно применимой не- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (132) »
Последние комментарии
13 часов 35 минут назад
15 часов 52 минут назад
1 день 6 часов назад
1 день 6 часов назад
1 день 11 часов назад
1 день 15 часов назад