Секреты чеховского художественного текста [Валерий Николаевич Гвоздей] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (67) »
Гвоздей Валерий Николаевич Секреты чеховского художественного текста
В.Н.Гвоздей Секреты чеховского художественного текста Монография ОГЛАВЛЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ.......... 3 Глава I ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ................................. 7 Глава II ПЕРВЫЙ КРИЗИС............................... 25 Глава III ПОИСКИ СВОЕЙ ДОРОГИ......................... 51 Глава IV НАКОПЛЕНИЕ СИЛ.............................. 68 Глава V ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН............................... 83 Глава VI МЕТАФОРА ИЛИ СРАВНЕНИЕ?.. .................. 98 Глава VII НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ.............................113 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.......................... 126 Рецензенты: А.М.Буланов, доктор филологических наук, профессор ВГПУ; Г.Г.Исаев, доктор филологических наук, профессор АГПУ. Гвоздей В.Н. Секреты чеховского художественного текста: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1999. - 128 с. В книге рассматриваются малоизученные стороны поэтики А.П.Чехова, составляющие характерную особенность его художественной прозы и в целом творческого метода. Основное внимание уделяется тропеическому уровню чеховского текста, выясняются чеховские предпочтения в этой сфере и особенности индивидуально-авторского использования данных изобразительно-выразительных средств, в их связи с основополагающими творческими принципами писателя. Исследование позволяет существенно дополнить, а в чем-то - скорректировать устоявшиеся интерпретации ряда произведений Чехова, прояснить некоторые спорные моменты творческой эволюции художника. Для преподавателей литературы, студентов, учащихся школ, для широкого круга читателей, интересующихся творчеством А.П.Чехова и проблемами художественности. НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ О том, что чеховский творческий метод представляет собой нечто новое по отношению к русскому реализму XIX века, писали уже современники Чехова. Высказывания такого рода можно обнаружить в работах Д.Мережковского, А.Глинки, усматривавших суть этой новизны в импрессионистическом начале. Широко известны слова Л.Толстого о "новых, совершенно новых для всего мира формах письма", созданных Чеховым, о присущей ему "необыкновенной технике реализма". Именно в этом Толстой увидел то главное, что привнес в русскую и мировую литературу А.П.Чехов. О новом качестве чеховского творческого метода писали Горький, Станиславский, Мейерхольд... Пожалуй, особенно показателен отзыв М.Горького об одном из поздних рассказов Чехова: "Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм". Эта неожиданно экспрессивная оценка отразила не только восхищение писателя чеховскими художественными открытиями, но и острое ощущение новизны, непохожести того, что делал Чехов 90-х годов, на традиционный русский реализм XIX века, ощущение полного раскрытия и даже исчерпанности возможностей реализма под пером А.П. Чехова. Внимание к проблеме чеховского творческого метода не ослабевает и сегодня. Современные литературоведы нередко говорят о стремлении писателя "обновить реалистическое искусство". По-видимому, эта проблема вообще является одной из самых сложных и актуальных в изучении творческого наследия Чехова, и от ее разработки в значительной мере зависит корректная интерпретация его произведений. Усилиями российских и зарубежных литературоведов немало сделано в изучении чеховского творческого метода. В то же время анализ работ о творчестве Чехова показывает, что по большей части изучались, условно говоря, макроструктуры его поэтики: концепция действительности и человека, типология героев, конфликт, сюжетостроение, предметная картина мира, образ автора, способы выражения авторской позиции, архитектоника произведений и т.д. С.3 Исключение, пожалуй, составляет чеховская деталь, изучавшаяся довольно широко и обстоятельно. Значительно меньше внимания уделялось таким классическим составляющим поэтики Чехова, как тропы. К ним исследователи обращались лишь эпизодически, говорили о них, как правило, бегло, вскользь. Между тем именно эти средства являются первоэлементами художественности, прежде всего свидетельствуют об особой, целенаправленной обработке текста, отличающей художественную речь от других видов речи. И прежде всего именно эти элементы обладают уникальной способностью воздействовать не только на сознание, но и на подсознание читателя, активизируя творческое мышление, обеспечивая необычайно ценный эффект читательского сотворчества. Разумеется, изобразительно-выразительнные возможности и художественные функции тропов различны. Более того, с изменением человеческих представлений о мире, обществе, искусстве те или иные тропы утрачивают актуальность. А.Н.Веселовский заметил в свое время, что "эпитеты холодеют, как давно похолодели гиперболы". В.Н.Жирмунский выразился еще более определенно: "... в XIX в. эпитет выходит из употребления, вытесняемый индивидуальными определениями...". Эпитетами и гиперболами этот процесс, конечно же, не ограничивается. Из наиболее- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (67) »
Последние комментарии
1 час 12 минут назад
1 час 34 минут назад
1 час 35 минут назад
1 час 38 минут назад
1 час 48 минут назад
1 час 51 минут назад