Судьба философа в интерьере эпохи. [Михаил Константинович Петров] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (230) »
Содержание:
СУДЬБА ФИЛОСОФА В ИНТЕРЬЕРЕ ЭПОХИ.
ЧАСТЬ I.
МЕТОДОЛОГИЯ
Научно-техническая революция и философия.
Предмет и цели изучения истории философии.
Проблема доказательности в историко-философском исследовании.
Язык и предмет истории философии.
Язык и мировоззрение.
Эффекты ретроспективы.
Социология познания и "начало" философии.
Историко-философское исследование и социология познания.
ЧАСТЬ II.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ И НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Дискуссии теологов и разработка категории объективного бытия.
Как создавали науку?.
Перед "книгой природы"
(духовные леса и предпосылки научной революции XVII века.
Кант и специфика философского знания.
Кант - свобода, история, наука.
Диалектика Гегеля и феномен "научного поступательного движения".
Логический фетишизм Гегеля и проблема социальной ответственности.
Гегель и современный кризис в гносеологии.
ЧАСТЬ III
БЫТИЕ И ЗНАНИЕ
Бытие.
Проблема знания в истории философии.
Типология знания.
Судьба философа в интерьере эпохи
ЧАСТЬ I МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Влияние науки на философию и отношение науки к философии исследовались многократно; по существу, вся история философии нового времени отмечена печатью научности - попытками понять науку, философски санкционировать то, что Энгельс называл "научной формой познания природы" (1, с. 599), тем или иным способом объединить науку и философию в тождество-противоречие, в рамках которого наука стала бы философской, "сознающей себя наукой", а философия - научной философией, способной в своей предметной области дать человечеству столь же надежное с гарантией на безотказную применимость знание, как и наука. Вершиной и классическим завершением этих умонастроений была и остается система Гегеля с ее сквозным тождеством-противоречием мысли и бытия, субъекта и объекта.
В триединстве мыслящего, действующего и познаваемого наука у Гегеля приглашена на должность предметного фиксатора рефлексии, оставляющего следы зеркала: "Предмет для себя есть лишь для нас, поскольку его духовное содержание порождено им самим; поскольку же он и для самого себя есть для себя, то это самопорождение, чистое понятие, есть в то же время для него предметная стихия, в которой он имеет свое наличное бытие; и таким образом предмет в своем наличном бытии есть для самого себя предмет, рефлектированный в себя. Дух, который знает себя в таком развитии как духа, есть наука. Она есть его действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии" (2, с. 13).
Благородство и основательность решения, в котором наука - система положительного знания - становится и продуктом творческих исканий мятежного духа познания, и предметом постоянной неудовлетворенности духа достигнутым - отрицанием конечности процесса познания, - и опорой для новых исканий, обеспечили гегелевской системе непреходящую любовь приверженцев и должный пиетет противников. На поверку всегда оказывалось, что любые перестройки, переделки, переворачивания, критические истолкования и подходы не затрагивают ключевого отношения гегелевской системы: познание совершается в научной форме, научное знание - высший тип знания, по отношению к которому все остальные, в том числе и философский, лишь несовершенные и стремящиеся к научному совершенству типы. Словом, как писал Гегель: "Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная система ее. Моим намерением было способствовать приближению философии к форме науки - к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием... Показать, что настало время для возведения философии в ранг науки, было бы поэтому единственно истинным оправданием попыток, преследующих эту цель, потому что оно доказывало бы необходимость цели, больше того, оно вместе с тем и осуществляло бы ее" (2, с. 3).
И хотя с возведением философии в ранг науки дело обстоит как со Вторым пришествием и соответствующие попытки все чаще приобретают склочный оттенок борьбы полыхаевского "Геркулеса" за право сидеть на насиженном, но, увы, не на своем месте, теория познания - основа предмета философии - со времен Гегеля мыслится как теория научного познания, с теми или иными оговорками и поправками приводится к форме движения или даже самодвижения содержательной логики, то есть процесс философского самосознания, в какой-то степени и предметного самообнаружения философии, идет хотя и "своим" путем, но нацелен в конечном счете на науку, на "научное поступательное движение".
Упрекая Спинозу, Вольфа и других за обращение к
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (230) »
Последние комментарии
13 минут 21 секунд назад
13 минут 54 секунд назад
16 минут 34 секунд назад
26 минут 57 секунд назад
29 минут 38 секунд назад
38 минут 16 секунд назад