Танцы твердых тел [Джон Апдайк] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦАМ
ПРИГЛАШЕНИЕ К ТАНЦАМ
Поэзия обладает способностью концентрированного выражения, уступая в этом лишь искусству химических и математических формул. В этом еще раз убеждает поэтическое обращение к науке известного американского писателя Джона Апдайка. В девяносто девять строк поэмы «Танцы твердого тела» он укладывает этапы становления науки о твердом теле, самые общие свойства ее объектов и принципы различия этих свойств. Это сделано мастером, которому уже удалось уместить 5 000 000 000 лет эволюции Вселенной в масштабе трех дней и изложить возникновение Газообразного, Жидкого, Твердого и Живого за двадцать минут урока, описанного на семи страницах романа «Кентавр». Д. Апдайк окончил Гарвардский университет, школу живописи и никогда не занимался естественными науками. Однако его обращения к науке — вовсе не возрождение традиций поэтизации науки вообще, известных нам еще со времен Лукреция Кара. «Танцы твердого тела» (увидевшие свет в январе 1969 года в столь требовательном журнале, как «Scientific American») — это детальный взгляд на частную научную область. Взгляд поэтический и достоверный, ведь для Апдайка « Реальность — это химически, механически, биологически — сплетение микроскопических достоверностей. Радость писателя — в добывании и передаче этих достоверностей» (из речи, произнесенной в 1963 году при получении Национальной литературной премии). Д. Апдайк одарен властью заставлять думать и способностью очень тонко пользоваться этой властью. «Граненые кристаллы замерзшего аммиака» — звучит в «Кентавре» как совершенно обыденное. Одного из пишущих эти строки, химика, вдруг поражает мысль, что он никогда не видел кристаллы аммиака и даже не знает его температуры плавления!.. Смотрю справочник: — 77,7°. Кто видел кристаллы аммиака? Звоню коллегам. Не видели. Бегу в лабораторию, замораживаю аммиак в жидком азоте — граненые кристаллы!.. «Хлориду Калия е-минус дарит синий»,— читаем мы в «Танцах твердого тела». Химик наверняка подумает так: ...ион калия, получив электрон, восстановится до бесцветного калия. Но у Апдайка он «синеет»! Спасительная мысль: синеет раствор калия в жидком аммиаке. Но не об этом пишет Апдайк! Удивительно — он обратил внимание на факт, мало известный химикам. Не ион калия, а кристаллический КСl (!) синеет при облучении электронами, которые локализуются в «несовершенствах» кристалла — F-центрах (от немецкого Farbenzentrum — центры окрашивания). «Танцы твердого тела» заставляют думать. А для науки о твердом теле — современной алхимии — важно не столько узнавание новых свойств, сколько поиски новых путей думанья. Т.ХЕИФЕЦ, доктор химических наук Р. КОСТЯНОВСКИЙ
ТАНЦЫ ТВЕРДЫХ ТЕЛ
ТАНЦЫ ТВЕРДЫХ ТЕЛ
Все знают: мир из Атомов построен, – Но был не прост познанья долгий путь, – Сперва алхимики прошли неровным строем, Пытаясь вглубь Металлов заглянуть, Чтоб в Золото расплавить Соль и Ртуть; А непокорный вековым канонам, Лавуазье покончил с Флогистоном И дал дорогу Газовым Законам, Раскрыв реакций истинную суть.
Но в крепость Кристаллической структуры Закрыт был вход и не было ключей, Покуда не проник сквозь амбразуры Туда пучок Рентгеновских Лучей, И странный бал открылся для очей: Четверки собирая для Кадрили, Там Углерод и Кремний рядом плыли, Кружа в водовороте ионной пыли, Где каждый Ион был общий и ничей.
А как Металл – всех недр земных владыка – Свет отражает и проводит ток? Все Атомы – от мала до велика – Часть Электронов отдают в оброк, И общий образуется поток, Который, словно Облако, бесплотно Вдоль Поля устремляется охотно Сквозь Ионы, упакованные плотно, Как шарики пинг-понга в коробок.
Керамика – Царица Хрупкой Глины – Со всей своей родней пришла на бал. У них у всех, от Шпата до Рубина, Ионной связью Кислород связал С такой судьбой смирившийся Металл. По этой удивительной причине В Керамике, и в Кварце, и в Рубине Свободных Электронов нет в помине, И им не страшен никакой накал.
А принц Стекло, Керамикой рожденный, Кристально чист, хоть вовсе не Кристалл, Его зеркальной гладью отраженный Мгновенно бы Нарцисс себя узнал, Но Физик его Хаосом назвал. Да, Хаос есть и в Связях Ковалентных, И в бесконечных Полимерных лентах, В их вычурно сплетенных компонентах, Построенных в торжественный Хорал.
Затем мы входим в зону биосферы, Мы к Черепу идем от Черепка, Нас в царство Жизни вводят Полимеры – К проблемам Пластика и синтезу Белка, И к сокровенным тайнам ДНК. Закончен синтез Полиизопрена, Мы близко подошли к разгадке Гена, Но может Кость создать из Коллагена Одна Природа мудрая пока.
А
Последние комментарии
10 часов 16 минут назад
17 часов 25 минут назад
18 часов 32 минут назад
19 часов 38 минут назад
20 часов 26 секунд назад
20 часов 6 минут назад