Новый Мир ( № 4 2002) [Журнал «Новый мир»] (fb2) читать постранично, страница - 164

Книга 213113 устарела и заменена на исправленную


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

“Октябрь”, 2001, № 12 <http://magazines.russ.ru/october>

Разделить радость автора от творений Шиша Брянского я не могу потому, что устал от какашек в литературе (“...поливает читателя из своего рода фекальной машины с ручным приводом...” — пишет Кобрин) и не научился понимать концептуальное сквернословие и похабство в стихах. После поэтического сборника “Плотность ожиданий” (“Дебют-2000”) — особенно. Вообще — скучно и противно. А вот портрет поэта Григория Кружкова, встреченного автором на Роттердамском фестивале, и оценка его стихов — чудесны. “Тонкость, выдержанность, благородство — все это надо скармливать современному русскому поэту, как витамины анемичному пермскому ребенку: методично и последовательно. „Черепаху” (один из первых стихотворных сборников Кружкова. — П. К. ) я бы сейчас переиздал большим тиражом и бесплатно раздал каждому нынешнему стихотворцу...” Ну, может быть, не каждому. Но в целом — согласен.

Илья Кочергин. Алтайские рассказы. — “Знамя”, 2001, № 12.

В аннотации сказано и о том, что первая публикация И. Кочергина была в нашем журнале, в 2000 году.

Михаил Кураев. Свидетели неизбежного. Блокада как художественная реальность. — “Знамя”, 2001, № 12.

Размышления на полях блокадного дневника малограмотной медсестры Елизаветы Турнас. “Правильно судить о происходящем здесь я не могу. Для меня ужасным кажется только смерть моего сына, это самое большое несчастье и горе, и с этой точки строится все мое мировоззрение”. Замечу, что декабрьские “Знамя” и “Октябрь” (в нем отрывок из романа Фаины Благодаровой “Ах, эти черные глаза...”) не забыли о 60-летии блокады. Не забыли.

Марцелиюс Мартинайтис. Не заперто. Перевод с литовского Георгия Ефремова. — “Дружба народов”, 2001, № 12.

Из стихотворения “Поэт с черным нимбом”: “Поэт понимает больше других / или не понимает / того, что ясно любому”.

Марина Москвина. Как стать детским писателем. — “Вопросы литературы”, 2001, № 6, ноябрь — декабрь.

“Проза должна быть вот какой, — ответил он (Юрий Коваль. — П. К. ). — Она должна быть такой, что ты готов поцеловать каждую написанную строчку”.

Неизвестный Леонов. — “Наше наследие”, 2001, № 58.

“Оказалось, что археологические раскопки могут быть увлекательны и в собственном доме...” — из предисловия к публикации дочери писателя. Публикуются: один из самых первых леоновских рассказов — “Деяния Азлазивона” (1921), с авторским живописным и шрифтовым оформлением; маленькие эссе-впечатления о рассказе — Валентина Распутина, Владимира Бибихина, игумена Андроника (Трубачева); статья В. П. Полыковской “Так спаслись ли покаявшиеся”; фрагменты из записных книжек Леонида Леонова 50 — 60-х годов. Нарушая волю отца (в 1943 году он вложил в папку записку, запрещающую когда-либо публикацию “Деяний...”), Н. Л. Леонова сделала неоценимый подарок историкам литературы и остаткам дотошных читателей: “Неизвестный Леонов” — это событие, едва ли не сенсация. Похоже, что именно из этого сказа в конце концов выросла “Пирамида” (1994) с “самовозгоранием человечины”. “Трудно было лишь сперва, пока не надломили хребет личного достоинства, — дальше все пошло гораздо легче...” (из записных книжек).

Новая книга Солженицына. — “Неприкосновенный запас”, 2001, № 4 (18) <http://magazines.russ.ru/nz>

Блок текстов в “НЗ” рекомендую как неряшливую имитацию объективности. Расположено так. Сначала — статья историка-гебраиста Й. Петровского-Штерна (он считает книгу Солженицына “шедевром русской антисемитики” и настольным пособием для “завтрашних пуришкевичей”). Потом — естественно, уважительный очерк М. Чудаковой (предполагаю, не знавшей, за кем идет). Наконец — размышления профессора МГУ Сергея А. Иванова о... “самообмане” писателя, пытавшегося усидеть на всех стульях сразу, запутавшегося в собственных комплексах, полуосознанных фобиях, и в результате тема для Солженицына оказалась — цитирую последнее слово текста — “невподым”. Мариэтте Омаровне попавшей в “окружение”, сочувствую, а господину Йоханану Петровскому-Штерну все-таки напоминаю о статье “за разжигание”...

P. S. Кто у них, интересно, рисунки кропает: этих монстриков, эти надломленные небоскребы с венчиками взрывов?

Новые имена. — “Октябрь”, 2001, № 12.

Большой корпус текстов, отобранных редакцией: из текущей почты, выборки по результатам работы октябрьского (2001) Форума молодых писателей в подмосковных “Липках” и конкурса “Дебют”. “Десять серий о войне” москвича Аркадия Бабченко — на мой взгляд, лучшее. Тема — чеченские события. Искусная, энергичная проза без грана экзальтации. См. также: Аркадий Бабченко, “Алхан-Юрт” — “Новый мир”, 2002, № 2.

Опознан, но невостребован... (Стихи Аркадия Кутилова). Публикация и предисловие Геннадия Великосельского. — “Арион”, 2001, № 4.

Редкая