Вдохновение по заказу? [Михаил Алексеевич Дмитрук] (fb2) читать постранично, страница - 24


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

и… сам заплакал в три ручья. А потом старательно закреплял полученный результат, отжимаясь руками от пола, роняя слезы на коврик.

Почему-то захотелось есть. Оказывается, так и должно быть: следующее состояние, естественно вытекающее из предыдущего, — здоровый аппетит.

Вообразите, как вы нюхаете восхитительно вкусное блюдо, — говорит наставник голосом гурмана, предвкушающего обед. — Ах, как вкусно! Почувствовали аппетит — здоровый, богатырский! Вот он у вас на кончике языка, а теперь… на кончике носа. Аппетит разливается по всему телу, он уже в пальцах рук и ног, в корнях волос. Великолепное состояние! Аппетит не только к пище, но и ко всему приятному, красивому, интересному — аппетит к жизни.

Мы стоим, глотая слюнки, глубоко дыша. Ощущения и вправду богатырские — тело наливается приятной тяжестью, дыхание распирает грудь, упруго напрягаются мышцы. Кажется, еще немного — и ты оторвешься от пола в свободном парении… Не удивительно, что силовые упражнения для закрепления «аппетита к жизни» делали лихо — пол ходил ходуном, развилась сила богатырская.

— Отлично! — кричит тренер могучим басом, перекрывая шум в зале. — По лестнице эмоций поднимаемся к более высокому состоянию. Вызовите в себе последовательно улыбку, зевок, слезы, аппетит. Теперь как можно выше подымите руки, как можно шире раскройте рот! Вообразите себя футболистом, забившим гол. Состояние восторга удачи, ликование победителя, вы как будто кричите: «Го-о-ол!!!» А теперь закройте рот, наклонитесь вперед, упритесь руками в пол, расслабьте шею, бросьте голову…

Кто умеет, делает стойку на голове. Перевернулся и я — благо, упражнение знакомое. И, возвратясь в исходное положение, почувствовал легкое головокружение, слабый звон в ушах. Оказывается, и эти ощущения были предусмотрены — они служат своеобразной разминкой перед самым высоким эмоциональным состоянием.

— Чтобы его достичь, надо быстро «проиграть», все предыдущие состояния, возвышенно звучит голос актера. — Вот реснички отдыхают, появилась улыбка, пошел зевок, — выступили слезы, разыгрался аппетит, пришел восторг… А теперь вообразите, что все вокруг озарилось ярким светом, мысленно пропойте самую высокую ноту, как будто она звучит у вас в переносице. Появилось ощущение необыкновенной силы и нежности, спокойной уверенности в себе. Оно преобразило ваше лицо, на нем — печать вдохновения…

…Пробуждение, улыбка, зевок, слезы, аппетит, восторг, озарение. Сочетание этих состояний похоже на семь цветов радуги: одно плавно переходит в другое, а все вместе они образуют гармоничное единство. Обретая его, человек становится здоровым, счастливым, талантливым. Именно такую задачу ставит перед своими учениками Бояршинов…

Прочитав это, скептик, наверное, возразит: но разве можно передавать другим свои эмоции. — ведь это не деньги, не вещь, а нечто духовное?

— Можно, — утверждает доктор медицинских наук, известный в Москве психотерапевт Владимир Абрамович Файвишевский, которого я попросил ответить на этот вопрос. Надо сказать, что сейчас среди многих людей распространено мнение, будто мы ощущаем настроение других благодаря испусканию каких-то лучей, природа которых не изучена. Однако современная наука располагает уже достаточным количеством фактов, свидетельствующих не о «лучах» или «полях», а о неосознанном восприятии «языка» тела, интонаций, мимики другого человека. Мы подсознательно улавливаем это своими обычными органами чувств, а они «объясняют» нам, «передают» состояние других людей.

Что ж, допустим, тренер действительно передал нам свое состояние. Но возникает другой вопрос, не менее каверзный: как можно тренировать полученные эмоции — ведь это не бицепсы, которые легко напрягать и расслаблять по желанию?

Вот что ответил на него доктор медицинских наук, заведующий лабораторией системных механизмов гомеостаза НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина Арсений Николаевич Меделяновский:

— Чтобы хорошо запомнить какое-либо эмоциональное состояние, необходимо активизировать работу центральной нервной системы. Для этого надо усилить кровообращение, обмен веществ, энергообеспечение организма. Лучше всего с помощью физических упражнений. И нет ничего удивительного в том, что ученики Бояршинова закрепляют ими различные состояния: добрую улыбку, слезы радости, сладкий зевок и так далее. С другой стороны, положительные эмоции помогают раскрепостить тело, испытать ощущение «физической радости», когда (легко удаются самые сложные движения. Этот гармоничный синтез эмоций и движений многократно усиливает полезный эффект актерской гимнастику.

И третий вопрос — принципиальный: почему Бояршинов не вызывает отрицательных эмоций?

— Упражнения для гимнастики чувств я стал собирать, как говорится, не от хорошей жизни, — рассказывает Алексей Васильевич. — С войны вернулся израненный и больной, врачи считали меня безнадежным. И тогда я решил вылечить