Иван Украинский [Алексей Михайлович Павлов] (fb2) читать постранично, страница - 5


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

— Попросили у меня голубей двое из этих ребят. Посмотреть им захотелось. Я принес. А они схватили птиц и мне не отдали.

— Так ты пойди к учителю, — посоветовала Агаша, — пожалуйся и тебе голубей возвратят.

— Не возвратят, — удрученно сказал мальчик. — Их балбесы изжарили и съели.

— Во живодеры, — возмутился Иван, до этого не вступавший в беседу. — Но ты, хлопец, шибко не журись. Я когда учился в школе, куркулевы сыночки надо мной тоже немало поизнущались.

Украинский привлек к себе паренька и, успокаивая, закончил:

— Ну а с голубями, что ж теперь? Придет время, когда наши смирные голуби поразгоняют всю хищную стаю коршунов. Крепись, брат.

Украинский взял Агашу под руку и отправился к ее отцу и матери с тем, чтобы, оставив ее у родителей, самому подыскать подводу и засветло добраться до Тихорецкой станицы. Агаша была уже в тягости и работать, как в первое время, теперь не могла. Иван усердно трудился и за себя, и за нее вместе со своим отцом и младшим братом.

Братья не раз задавали родителям вопрос, почему так получилось, что оба они носят одно и то же имя. Мать Ефимья Анистратьевна обычно в обтекаемой, слегка иронической форме выражала свое недовольство священником, одинаково нарекшим старшего и младшего сыновей:

— Да то, хлопчики, наш сельский батюшка назвал вас по своему письменнику: Иван — первый, Иван — второй, как тех царей — монархов.

— Смеешься, мама, — улыбались сыновья.

В разговор вступал отец Митрофан Степанович. Тот вносил полную ясность:

— Был у нас на батьковщине, где мы жили, такой батюшка, что от горилки никогда не просыхал. Подошел день крещения нашего младшего новорожденного — мать и бабуся подались в церковь. Просят священника: будь ласка, назови мальца в честь нашего деда, Степаном, сделай такую метрику. Смотрят на батюшкину физиономию, а она, как тот буряк, красная с перепою, ничего батюшка не соображает. Что‑то бормочет себе под нос. А потом говорит дьячку: пиши — Иваном нарекается. Ему не стали

перечить, а то еще спьяну совсем откажется крестить, а гроши‑то уже были уплачены. Так и получилось в нашей семье два сына Ивана.

С выходом замуж Надежды за русского переселенца Василия Букина и женитьбой Ивана на воронежской дивчине Агаше семья Украинских впитывала в себя все лучшее из обычаев, традиций, языка двух братских народов. В общении семей утвердились взаимное уважение и сердечность, готовность прийти на помощь друг другу.

В первое время, когда Агаша еще проявляла некоторую робость, непоседа и выдумщица Надежда изобрела простой и верный способ приобщения юной невестки к семейным разговорам, которые велись на смешанном русско — украинском наречии.

Когда однажды все оказались в сборе и надо было скоротать длинный зимний вечер, Надежда предложила:

— Давайте поиграем в отгадки. Один называет слово по — украински, а другой скоренько говорит, что оно значит по — русски. Или наоборот.

— Пивень, — тут же положил начало состязанию ее брат Иван.

— Петух, — уверенно нашел эквивалент Василий Букин, достаточно освоившийся с украинизмами.

И потекла веселая игра слов женатой молодежи. Играющие хорошо ориентировались в народной лексике. Лишь один разок сбилась Агаша. Услышав слово «хвиля», она ответила:

— Филя.

— Вот и нет, — захлопала в ладоши Надежда. — Это значит — волна.

С улыбкой глядя на своих домочадцев, Митрофан Украинский произнес:

— В нашей громаде послухать ради: хоть украинску баску, хоть русску сказку.

В 1913 году у молодоженов Агаши и Ивана родилась дочка. Назвали ее Марией. Радость для них самих, да и для их родителей тоже. А вместе с тем — новые хлопоты и волнения. Жизнь‑то добавляла трудностей. Беднякам противостоял мир богатых. А с ним ой как нелегко было бороться, отстаивать свои человеческие права.

В преданиях семьи не забылся случай, когда зять Украинских Василий Букин во время строительства хаты пошел к своему хозяину, богачу Кухарю попросить пару

лошадей, чтобы произвести замес глины для обмазки тур- лучных стен. Дело было летом.

— Что ты, парень! — с нарочитой искренностью удивился богатей. — Не могу я сейчас снимать коней с полевых работ.

Мало того, что отказал тогда Кухарь своему батраку, так еще и поиздевался напоследок:

— Ничего, вы и сами, как лошади. Ты да два Ивана Украинских закатывайте повыше портки, пошибче потанцуйте в глине — вот вам и будет замес.

За свое злоязычие и насмешки над бедняками богатые не несли ответственности ни перед кем. Разве что перед своей совестью. А ее у большинства из них — ив помине не было.

Особенно злостные обидчики сами иногда попадали впросак и становились всеобщим посмешищем. И свершалось это при самом деятельном участии лиц, претерпевших их козни. При случае счеты сводились так умело и скрытно, что опозоренный гордец и толстосум не мог точно определить, кто же ему устроил каверзу.

Жил в ту пору в станице богатенький казак Федор Лабура. Был он малоросл,