Казак Дикун [Алексей Михайлович Павлов] (fb2) читать постранично, страница - 91


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

молодой казак, может быть, никогда и не растил тополевое деревце. Существенно другое: сколь велика любовь людей к герою — мученику, в глухую пору бесправия поднявшему свой голос в защиту обездоленных. Выбирая для показа и поклонения всем живущим самый стройный и приглядный «Дикунов тополь», станичники тем

самым, как эстафету, передают память о вожаке «персидского бунта» из дальних далей ушедшего времени в наш сегодняшний день.

На местном акционерном предприятии, недавнем колхозе имени В. И. Чапаева уже несколько лет работает свой историко — краеведческий музей. Им руководит бывший председатель правления колхоза, ветеран Великой Отечественной войны Павел Трифонович Василенко. Фронтовик многое сделал, чтобы в экспозициях музея нашла отражение история станицы со времени ее основания, с особым благоговейным вниманием собрал материалы о Федоре Дикуне. Невелик их перечень, скудны сведения о герое. В общей экспозиции о нем кратко сказано, что он был сирота, по отцу его величали Федором Ивановичем. Но это — не оттого, что директор музея заузил поиск документов о земляке — черноморце. И автор настоящей хроники при более широких возможностях и продолжительных усилиях привлек из архивов и публикаций о Дикуне сравнительно не так уж много новых источников. Как уже отмечалось, казачья верхушка и чиновная бюрократия преднамеренно предавали забвению имя Дикуна, максимально ограничивали данные о нем.

Среди многолюдных кварталов современной станицы от дней ее основания сохранилась улица Редутская, по которой когда‑то изредка, ввиду нечастых посещений, хаживал молодой красивый казак Федор Дикун. Теперь улица — третья от берегового обрыва реки Кубани, за которым плещутся волны обширного Краснодарского водохранилища. Добротные кирпичные и монолитные дома под железом и шифером, телевизионные антенны на крышах, «Жигули», «Москвичи», мотоциклы в ухоженных дворах — таков современный облик селения, совершенно не схожий с тем, что было здесь первоначально: камыш, приземистые хатки, убогая крестьянская утварь.

Начальные и средние школы, больница и амбулатория, библиотека, почта, магазины, Дом культуры, детские сады и другие очаги культуры и быта были неотъемлемой принадлежностью васюринцев при Советской власти. В условиях разразившихся «демократических» разрушительных реформ и само акционерное хозяйство, и социальная структура станицы приходят в упадок. Из оставшегося советского наследия многое находится на грани выживания.

И все же жители станицы не падают духом. Они принимают все меры, чтобы возродить былую славу общественного полеводства и животноводства, сохранить по возможности достаточно высокий жизненный уровень станичников, все основные очаги культуры.

В своих повседневных заботах люди не забывают о многотрудном двухвековом пути своего селения, его первых подвижниках — казаках — черноморцах. В каждой семье здесь знают о своем земляке, борце за справедливость Федоре Дикуне. С особенной любовью его имя произносилось в дни празднования 200–летия основания на берегу реки Кубани Васюринского куреня, предшественника нынешней станицы.

Не раз васюринцы обращались к замечательной книге «История Кубанского казачьего войска», принадлежащей перу широко известного дореволюционного историка Федора Щербины, с большим волнением воспринимали его проникновенные слова:

«Казак куреня Васюринского Федор Дикун, несомненно, был человеком выдающимся по характеру, выдержке и громадному авторитету в среде рядового казачества».

И еще:

«Вражда, которую обнаружили по отношению к нему старшины и, в особенности, Котляревский, свидетельствует о выдающихся способностях этого народного вожака».

(обратно)