Тайны Иисуса и Марии Магдалины [Барт Д Эрман] (fb2) читать постранично, страница - 72


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Некоторые иудеи, включая Иисуса, признавали священными и другие книги — например, книги пророков и Псалтирь.

(обратно)

25

Более подробное обсуждение формирования христианского канона Нового Завета см. в: Bart D. Ehrman. Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. New York: Oxford University Press, 2004. Chap. 11.

(обратно)

26

См., в особенности, Нагорную Проповедь, Мтф 5–7.

(обратно)

27

Об этом см.: Bart D. Ehrman. The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings, 3rd ed. New York: Oxford University Press, 2004. Chap. 23.

(обратно)

28

Подробнее об этих диспутах см. в моей книге: Lost Christianities. Chap. 11.

(обратно)

29

О Маркионе и его взглядах подробнее см. в: Lost Christianities. Chap. 5.

(обратно)

30

Ириней. Против ересей, 3. 11.7.

(обратно)

31

См.: Lost Christianities. P. 240–244.

(обратно)

32

Перевод Брюса М. Метцгера в: The Canon of the New Testament: Its Origin, Development, and Significance.

(обратно)

33

Евсевий, что примечательно, путается (или запутан), предварительно выделяя в своем рассуждении категории (потенциально) священных книг. См.: Metzger. Canon. P. 201–207.

(обратно)

34

Евсевий. Житие Константина, 4. 36. См.: М. Metzger, Bart D. Ehrman. The Text of the New Testament: Its Transmission, Corruption, and Restoration. 4^ ed. New York: Oxford University Press, 2004.

(обратно)

35

Подробнее об этом и других неканонических источниках см. Bart D. Ehrman, Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millenium (New York: Oxford University Press, 1999), chap. 4.

(обратно)

36

Подробнее об этом см. работу в предыдущем примечании.

(обратно)

37

William V. Harris, Ancient Literacy (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989).

(обратно)

38

Подробнее о грамотности евреев первого века см, Catherine Hezser, Jewish Literacy in Roman Palestine (Tuebingen: Mohr Siebeck, 2001).

(обратно)

39

Подробнее см. Ehrman Jesus: Apocalyptic Prophet, chap. 3.

(обратно)

40

Был рожден женщиной (Гал 4:4), имел двенадцать последователей (IKop 15:5) и несколько братьев (IKop 9:5), одного из которых звали Иаков (Гал 1:19), проповедовал среди иудеев (Рим. 15:8), организовал Тайную вечерю (IKop 11:22–24), был передан властям (IKop 11:22) и был распят (IKop 2:2).

(обратно)

41

Это относится даже к Евангелию от Иоанна, 21:24: автор ссылается на того, кто «свидетельствует о сем», но не говорит о нем, как о себе. Заметьте, дальше он говорит: «и знаем, что истинно свидетельство его». Он не утверждает, что сам был свидетелем, он лишь автор, передающий слова свидетеля.

(обратно)

42

Подробнее об этих источниках и доказательствах их существования см. Bart D. Ehrman, The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings, 3rd ed. (New York: Oxford University Press, 2004), chap. 6.

(обратно)

43

См. Bart D. Ehrman, The New Testament: A Historical Introduction, chap. 10.

(обратно)

44

Cm. Ehrman Jesus: Apocalyptic Prophet, chap. 2.

(обратно)

45

Подробнее об этих критериях см. Bart D. Ehrman Jesus: Apocalyptic Prophet of the New Millenium (New York: Oxford University Press, 1999), chap. 6.

(обратно)

46

Подробнее см. Ehrman Jesus: Apocalyptic Prophet, chaps. 8-11.

(обратно)

47

Все эти утверждения принадлежат ученым (и не ученым), изучавшим историческую фигуру Иисуса. См. мою книгу Jesus: Apocalyptic Prophet, pp. 21–22.

(обратно)

48

Michael Baigent, Richard Leigh, and Henry Lincoln, Holy Blood, Holy Grail (New York: Delta, 1982).

(обратно)

49

Из сотен профессиональных историков, изучающих Новый Завет, которых я знаю лично, — людей, изучавших эти тексты всю жизнь, знающих необходимые древние языки, — ни один не считает утверждения, сделанные в этой книге, исторически достоверными.

(обратно)

50

Существует много литературы, посвященной роли женщины в эпоху раннего христианства. Наиболее популярная работа — Ross Kraemer, Her Share of the Blessings: Women’s Religions Among Pagans, Jews, and Christians in the Greco-Roman World (New York: Oxford University Press, 1992). См. также Ross Kraemer and Mary Rose DAngelo, Women and Christian Origins (New York: Oxford University Press, 1999).

(обратно)

51

Эти рассуждения заимствованы из моей книги The New Testament: A Historical Introduction to the Early Christian Writings, 3rd ed. (New York: Oxford University Press, 2004), chap. 24

(обратно)

52

Наиболее серьезное исследование по этому вопросу — Elizabeth Schuessler Fiorenza, In Memory of Her: A Feminist Theological Reconstruction of Christian