Я - мистик [Александр Владимирович Мазин] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Мазин Александр Я - мистик

Александра Мазина читатели знают и любят. Особенно популярной стала его трилогия "Инквизитор", "Последняя жертва" и "Право на месть" остросюжетные детективы, герой которых, Андрей Ласковин, борется со Злом в самых разных его проявлениях: от хулиганства и бандитизма до тоталитарных сект и черной магии. Герой, умеющий защищаться и защищать, полюбился и читателям, и оптовикам, так что трилогия выдержала несколько переизданий, спроса, впрочем, так и не удовлетворивших. Любители фантастики считают Александра Мазина "своим", "охотясь" за его фантастическими романами. Сам же писатель ни фантастом, ни детективщиком себя не считает, предпочитая именоваться мистиком. Или поэтом.

АЛЕКСАНДР МАЗИН:

"Я - мистик..."

Корр.: Александр, первый вопрос - традиционный. Как и когда Вы пришли в литературу и почему именно в жанр фантастики? Александр Мазин: Если быть точным, то мой первый "приход в литературу", то бишь печатные публикации, не фантастическая проза, а стихи. Хотя поэзия, проза - это лишь вопрос формы. А фантастика... Я не то, чтобы фантаст... Я - мистик. То есть воспринимаю некие неявные вещи как субъективную реальность. Или же, напротив, наблюдая вещи очевидные, задаюсь вопросом: почему они очевидные? Но в то же время я отдаю себе отчет в том, что для большинства людей мистическое практически не отличается от фантастического. И я понимаю, почему так. Корр.: И почему? А. Мазин: Сейчас попробую пояснить: допустим, есть некая область чувственных ощущений, например, обоняние. Для того, кто этого чувства начисто лишен, область запахов - чистая фантазия. Он не может их воспринимать, а только нафантазировать. Он представить себе не может, что неприязнь к нему может возникнуть из-за дурного запаха изо рта. Или почему данный продукт, выглядящий идеально, является испорченным. Он не способен понять, каким образом его жена узнала о том, что он был у любовницы... И так далее. При этом такой человек может быть знаком и с понятием феромонов, и с программой подготовки розыскных собак. Он может утверждать, что это чушь или фантастика. Но может, пользуясь чужими наработками, с успехом заниматься натаскиванием ищеек, если он реалист и подгоняет мировоззрение под факты, а не факты под мировоззрение. Точно так же воспринимает мистическое человек, лишенный мистического "обоняния" от рождения или в результате "насморка". Для такого человека нет различия между мистикой (реальной) и фантастикой (выдуманной). Что же касается меня, то я просто сменил жанр поэзии на жанр прозы. Корр.: А почему? Разочаровались в поэзии? А. Мазин: Да нет. Просто есть вещи, которые поэзия передать не в состоянии, а я постепенно накопил некий потенциал, который ни в стихах, ни в драматургии реализовать было невозможно. А тут подвернулась оказия: фантастический проект "Мир Асты" - и я стал прозаиком. Корр.: Вы хотите сказать, Александр, что до своего первого романа вообще прозы не писали? А. Мазин: Практически нет. Может, пару рассказов. Но не надо думать, что первый роман родился из ничего. "Работа" со стихами более десяти лет, и около пяти лет - в драматургии дали неплохой базовый уровень и в области языка, и в области композиции. Оставалось только научиться полноценно применять эти наработки в новом жанре. Что, конечно, произошло не сразу, а роману к третьему-четвертому. Корр.: Александр, Вы ведь пишете не только фантастику, но и боевики. Причем более известны именно как автор боевиков. Это что - потакание коньюнктуре рынка? А. Мазин: Если под "потаканием" понимать интересы читателей, то да, безусловно. Я пишу только то, что будет интересно читать. Я не выбираю "кичевых" тем, но совершенно сознательно использую приемы языка, построения сюжета и прочее, чтобы читать мои книги было интересно. Вообще же создание "легкого чтива", соответствующего и ритму современной жизни и восприятия да еще и критериям качественной и новой литературы - это великая задача. Пока я могу назвать только одну вещь, которая, с моей точки зрения, полностью отвечает этим требованиям: "Анахрон" Елены Хаецкой и Виктора Беньковского. Но это пока единственная из известных мне удач в этой области. Корр.: Из того, что Вы говорите, складывается такое ощущение, что Вы пишете книги, как архитектор проектирует дом: по стандартному плану в соответствии с пожеланиями заказчика? А. Мазин: Нет. Я вообще никогда не составляю изначально план романа. Мне будет неинтересно писать, если я буду заранее знать, что дальше. Зато я всегда очень тщательно "планирую" героев и мир, в котором они будут действовать, будь то фантастический мир Летописей Конга, современный Петербург или Киевская Русь десятого века. А создаю я все это, опираясь на реальность: собственный опыт, научные исследования, консультации специалистов. Разрабатывая очередную тему, я в первую очередь этим и занимаюсь: накоплением фактических данных. И в какой-то момент происходит нечто, и "построенный" мир оживает. И "придуманные" герои тоже оживают и начинают действовать