который отразил сирийскую среду и который восходит, самое большее, к III веку… Можно также заключить, что, несмотря на все семитские влияния, «Евангелие от Филиппа» представляет собой гностический труд эллинистического типа. Оно находится на слиянии двух больших греческих философских школ — неоплатонизма и стоицизма» (Ibid. P. 35).
(
обратно)
290
Как и в «Евангелии от Фомы», исследователей увлекает задача — обнаружить разные наслоения в памятнике, представить текст в виде работы ряда редакторов (см., например: Kasser R. L'Evangile selon Philippe // Revue de Theologie et de Philosophie.
1970. CIII. I. P. 18–19). Но подобное расщепление текста далеко не всегда выглядит убедительно.
(
обратно)
291
К этому вопросу исследователи возвращаются постоянно. Вот несколько примеров, по которым можно составить представление о разнообразии мнений. Преобладает мысль об аристократичности гностического мировосприятия, о его элитарности см., например: Puech H. Ch. En quete de la Gnose. I. P.,
1978. P. XXII. (Однако, строго говоря, это еще не есть определение социального лица его адептов.) Ср.: Маргулес Б. Б. О социальных корнях христианского гностицизма (доклад, прочитанный на международном коллоквиуме в Галле в 1967 г. Отд. оттиск. Б. м., Б. г. С. 160). В последней работе делался упор на возможность увидеть в гностических учениях Египта «социальные взгляды и чаяния народных масс» (С. 164–165). Автор связал христианский гносис Египта с крестьянством (С. 162). «Голос предместий» больших городов древности, подобных Александрии, Антиохии или Ктесифону, слышался в гностических текстах другим исследователям (см.: Tardieu M. Trois mythes gnostiques. P.,
1974. P. 39).
(
обратно)
292
Ср. изречение 110: «Тот, кто обладает знанием истины, свободен. Свободный не творит греха, ибо тот, кто творит грех, — раб греха… Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех. Это делает их свободными и делает их выше всего. Но любовь созидает. Итак, кто стал свободным из–за знания, из–за любви, раб тех, кто еще не смог подняться до свободы знания…»
(
обратно)
293
Букв. «приписывает».
(
обратно)
294
Букв. «Мертвый, если он наследует живое, не умрет, но, мертвый, он еще будет жить».
(
обратно)
295
Букв, «себе рабом».
(
обратно)
296
Букв, «из прочного». В коптском тексте здесь употреблен тот же термин, что и в изречении
11.
(
обратно)
297
Если допустить ошибку переписчика в коптском тексте — «отец».
(
обратно)
298
О дискуссии по поводу названия см.: MacRae G. Discourses of the Gnostic Revealer // Proceedings of the International Colloquium on Gnosticism (Stockholm, August 20–25 1973). Stockholm,
1977. P.
113.
(
обратно)
299
Krause M., Pahor Labib. Gnostische und hermetische Schriften aus Codex II und Codex VI. Gliickstadt,
1971. S.
26.
(
обратно)
300
MacRae G. Op. cit. P. 111 — 122; Quispel G. Jewisch Gnosis and Mandaean Gnosticism. Some Reflection on Writting «Bronte» // Colloque du Centre d'Histoire des Religion (Strasbourg, 23–25 octobre 1974). Leiden,
1975. P. 82–
122.
(
обратно)
301
The Nag Hammadi Library in English. Leiden,
1977. P. 271 —
277. Первый немецкий перевод и транскрипция «Грома» имеются в кн.: Krause M., Pahor Labib. Op. cit. S. 122–
132.
(
обратно)
302
MacRae G. Op. cit. P. 114–
115.
(
обратно)
303
Ibid. P.
121.
(
обратно)
304
Ibid. P.
122.
(
обратно)
305
Quispel G. Op. cit. P.
86.
(
обратно)
306
Ibid. P. 105–
107.
(
обратно)
307
Ibid. P.
82.
(
обратно)
308
См.: Трофимова М. К. Историко–философские вопросы гностицизма (Наг–Хаммади, II, сочинения 2, 3, 6, 7). М.,
1979. С. 188–
192.
(
обратно)
309
MacRae G. Op. cit. P.
121.
(
обратно)
310
The Nag Hammadi Library in English. P. 265, 278, 285, 290, 292, 298,
300.
(
обратно)
311
Till W. Die gnostischen Schriften des Koptischen Papyrus Berolinensis.
8502. 2. Aufl. / Bearb. von H. — M. Schenke. В.,
1972. S.
2526.
(
обратно)
312
Tardieu M. Codex de Berlin. P.,
1984. P.
22.
(
обратно)
313
Catalogue of the Greek Papyri in John Rylands Library (Manchester). Vol. III. L,
1938. P. 22; Till W. Op. cit. S. 24–
25.
(
обратно)
314
Schmidt C. Koptisch–gnostische Schriften. Bd 1: Die Pistis Sophia. Die beiden Biicher des Jeii. Unbekanntes altgnostische Werk.
2. Aufl. В.,
Последние комментарии
6 часов 14 минут назад
13 часов 24 минут назад
14 часов 30 минут назад
15 часов 36 минут назад
15 часов 58 минут назад
16 часов 4 минут назад