Жеймовочка [Ольга Филатова] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Ольга Филатова Жеймовочка


Яничка Жеймо — так ее всю жизнь называли близкие, жила, как будто старость ей не угрожает. Блондинка-мини, златовласка, куколка без возраста, вечная инженю, заложница своего небольшого роста (148 см), она снялась в трех десятках картин, причем еще до «Золушки», навеки вписавшей фамилию Жеймо в историю русского кино. Но разве помнит сегодня кто-то ее очаровательную Корзинкину или пионерку Леночку («Разбудите Леночку», «Приключения Корзинкиной»), в чьих ролях она снялась задолго до звездной и нестареющей «Золушки». Есть ли в России кто-то, не знающий Золушки Жеймо? Этот фильм в нашей стране видели все, как «Иронию судьбы» или «Морозко» — зимний каникулярный ретро-набор лежебоки. Кажется, этот фильм единственный, которому не нанесло увечья раскрашивание. Пару лет назад Золушку расцветили, и, как ни странно, это ей пошло на пользу. Критики поскребли клавиатуры, но так и не нашли, к чему придраться. Сошлись на том, что фильм был задуман цветным, просто технические возможности тех лет не позволили сразу снять в цвете, пришлось более полувека терпеть до торжества справедливости. Это правда. Сам автор сценария Евгений Шварц писал: «„Золушку“ готовят к съемкам. Боже мой, какое это громоздкое, бестолковое, неуклюжее предприятие. Картину решили делать цветной, отчего все дело еще более усложнилось. Снимать ее собираются в Праге, что тоже дела не упростит». А «Золушка» вышла на экраны в 1947 году, и была она не рассветом актерской карьеры Жеймо, а ее закатом. Это был ее предпоследний фильм.

Молчание — Золушка

В кино актриса начала сниматься в 1925 году, когда кинематограф еще молчал. Странно, что идея озвучивать немое кино до сих пор не нашла воплощения, можно запросто продать заново этот бабушкин волшебный сундучок. На полках пылятся километры беззвучной пленки, на которой молчат Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин, помалкивает и Янина Жеймо. Она пришла в кино на самом рубеже перемен, когда львиную долю еще снимали молча и робко осваивали звук. Тогда еще горячо спорили, стоит ли вообще озвучивать кино или это искусство должно оставаться бессловесным. И вот порог, который ей удалось переступить, причем без видимых усилий. Актеры и актрисы немого кинематографа не так уж легко переживали наступление звуковой эры. Многие вылетели из кадра, не сумев разговориться. Их инструментом выражения осталось тело — поза, жест, а вовсе не голос. Между прочим, современные актеры, кто посообразительнее, частенько черпают технику именно из немого кино — закромов мимического искусства. Жеймо обладала всеми достоинствами драматической актрисы. У нее было тело акробатки, и она обладала голосом многогранным, вплоть до певческого. Много позже, оставив съемочную площадку, она будет успешно работать на озвучивании. Кто помнит мультфильм «Снежная королева», голос Герды, или любимицу Феллини Джульетту Мазину, так вот в русском прокате это и есть голос Янины Жеймо. Память сохранила забавную подробность. В студии звукозаписи Яничка не дотягивалась до стойки микрофона. Скамеечку, которую специально для нее приносили, прозвали «жеймовочкой».

Актеры знают, что удачная роль бывает, как мышеловка. Захлопнулась, хвост откусила. Можно потом тысячу раз открещиваться, мол, «Я не Анжелика!» или «Золушка — не я», не поможет. Лучший образ — несводимая татуировка, которую зритель принимает за истинную сущность актера. Золушка была скромницей, тихоней. Жеймо, как впоследствии рассказывала ее дочь по имени тоже Янина, никогда не болтала. Нет, она не была скрытной, просто всю жизнь пользовалась формулой «молчание — золото». Никогда не болтала о чужих делах, считая сплетни ниже своего достоинства. Дочь отмечала это ее качество, уверенная, что оно свойственно цирковой среде. И она никогда не рассказывала о себе личного и лишнего, даже подруги могли не знать, что у нее на душе. Помните, в самой первой сцене Золушки? «Я так хочу, чтобы люди узнали, что я за существо. Только я хочу, чтобы люди сделали это непременно сами, сами, без всяких просьб с моей стороны…» Множество интерпретаций событий ее жизни потому и получилось, всяк трактовал, как заблагорассудится. Начать с роста Янички. Тот факт, что она перестала расти примерно после 14 лет, вовсе не делает из девочки феномен, поскольку многие женщины основного роста достигают именно к возрасту 14–15 лет. Она и правда была маленькая, но ведь невелика ростом была и ее ближайшая по возрасту младшая сестра. И никакой тяжелый цирковой инвентарь, который зачем-то обвинили в ее малом росте сочувствующие, тут был не виноват. Пишут, что в одном из номеров, в котором она принимала участие, ей приходилось носить на голове тяжелые ксилофоны. Все это ерунда. Зато цирк дал ей превосходное физическое развитие, благодаря которому она потом снималась без дублеров в акробатических сценах.