С именем господа Бога [Юрий Владимирович Росциус] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

покровительство; в церквах находились священные орудия испытания, которое проводилось в церквах при соблюдении известных церемоний (за исключением испытания холодной водою). Под влиянием христианства появляются и новые виды С. Божьих; кроме вышеуказанного испытания крестом применялись испытания освященным куском хлеба или сыра - обвиняемый признавался виновным, если кусок застревал у него в горле. Испытание причастием применялось преимущественно к обвиняемым лицам духовного звания: предполагалось, что на виновном оно должно отозваться неблагоприятно. Весьма распространенным С. Божьим был привод подозреваемого в убийстве к телу убитого: по народному поверью, при прикосновении убийцы выступала кровь из ран убитого. К свободным людям на Западе применялись обыкновенно только судебный поединок и присяга; остальные виды С. Божьих применялись к несвободным, за которых их господа не хотели присягать; к женщинам, если они, вызванные на поединок, не находили себе заместителя (т.е. лица, по договоренности или найму согласного на участие в нем. - Ю.Р.); к свободным, которые не находили себе присяжников. Мало-помалу С. Божьи выходили из употребления, и взамен их были введены пытки. Когда на Западе стали возникать процессы против ведьм, то вновь появились С. Божьи, преимущественно испытания ведьм холодной водой; новым испытанием явилось взвешивание ведьм, которое так же, как испытание водою, основывалось на веровании, что ведьмы, имевшие сношения с дьяволом, теряли свой естественный вес. Дольше всего сохранялась форма С. Божья, заключавшегося в приведении убийцы к трупу убитого. Окончательно выходят из употребления С. Божьи на Западе в середине XVIII в. До настоящего времени С. Божьи сохранились у многих диких внеевропейских народов, преимущественно в Африке, где обвиняемый для очищения себя от вины принимает какой-нибудь сильный органический яд; если он сумеет сделать прием яда безвредным для себя с помощью какого-либо противоядия, он считается невиновным". Известный британский антрополог и этнограф XIX столетия Эдвард Тэйлор в книге "Антропология" сообщает о Судах Божиих: "Варварские законы уже в ранние времена начали призывать на помощь магическия и божественныя силы, решая трудные задачи - открыть виновных, выудить правду от свидетелей и сделать обещание обязательным. Это повело к широко распространенной системе ордалий (судебных испытаний) и клятве. Иныя ордалии действительно служили для открытия истины вследствие их влияния на совесть виновных. Это относится, например, к горсти риса, которую должны взять в рот все члены заподозренного дома в Индии и проглотить которую вору часто препятствует его нервная боязнь. Тоже делалось в Англии с corsnaed, или испытательным ломтем освященного хлеба или сыра; даже теперь крестьяне не забыли еще старой формулы: "чтоб мне подавиться этим куском, если я лгу!". Другую из немногих ордалий, еще остающихся в народной памяти, можно видеть в тех случаях, когда в каком-нибудь отдаленном фермерском доме всех заподозренных в воровстве заставляют держать Библию, которая привязана к ключу и должна повернуться в руках вора; в такой форме поддерживается гадание, практиковавшееся в классическом мире с решетом, подвешенным к остриям раскрытых ножниц. Ордалии отжили свой век и в настоящее время изгнаны из законов большинства цивилизованных народов. В наши дни, чтобы видеть признанное законом испытание раскаленным железом, приходится отправляться в такие страны, как Аравия; в Англии оно практиковалось в те дни, когда рассказывалась легенда о королеве Эмме, ходившей по раскаленным докрасна сошникам от плуга; теперь это древнее представление проделывается фокусниками в цирках. Однако даже в недавние годы известны случаи, когда английские поселяне погружали в воду какую-нибудь старую женщину, заподозренную в колдовстве, не сознавая, что они повторяют старинное испытание водою, в котором священная стихия отвергает нечестивого и принимает праведного, так что виновный плавает, а невинный тонет; этот судебный обряд составляет часть индусской книги законов Ману; в английском праве до начала XIII столетия он представлял легальное средство испытания лиц, обвиняемых в убийстве или грабеже. Ордалии, при которых подвергнутый им призывает на себя какое-либо оедствие, если он виноват, очень близки по своей сущности с клятвами. Однако при клятве обыкновенно призывается свыше будущая кара, в этой жизни или загробной; так, в русских судах в Сибири можно видеть любопытное зрелище принесения присяги остяками, когда в залу суда вносится медвежья голова, чтобы остяк мог укусить ее, заклиная этим медведя укусить его, в случае если свидетель сделает ложное показание. Судебные присяги в нашей стране носят в своих внешних приемах следы глубокой древности. В Шотландии свидетель поднимает свою руку к небу жест, которым грек и еврей орали в свидетели верховное божество и призывали божественное мщение на голову клятвопреступника. В Англии