Васил Левский [Александр Яковлевич Стекольников] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (109) »
Стекольников Александр Яковлевич ВАСИЛ ЛЕВСКИЙ
ОТ АВТОРА
«...В конце шестидесятых годов XIX века уже существовала революционная партия... Она имела своих «апостолов» революции, замечательных агитаторов и организаторов. Самым выдающимся из них, без сомнения, был Васил Левский».Димитр Благоев
6 июля 1837 года в городе Карлове, в Долине роз, родился Васил Иванов Кунчев. В 1858 году, постригшись в монахи, он принял имя Игнатия. В 1862 году при осаде белградской крепости, занятой турками, его за отвагу окрестили Левским. В народе его называли Апостолом, проповедником революции. Друзья звали Дьяконом из Карлова. В революционном подполье его знали как Аслан Дервишоглу, Афыз Эфенди, Кырджала Мустафа и под многими другими именами, скрывавшими его от врагов. Турки, поработившие его родину, звали его «баш комита» — главным бунтовщиком. В страницы истории он записан под именем Васила Левского. Монах, дьякон, знаменосец отряда гайдуков, организатор революционных комитетов, вождь болгарского национально-освободительного революционного движения — таковы этапы его пути. Он прожил тридцать шесть лет. Одиннадцать из них отдал народу. Но эти одиннадцать лет составили в истории Болгарии целую эпоху. Его жизнь была так ярка, что люди не хотели в нем видеть обыкновенного человека. Его рождение, жизнь, смерть они окружили легендами. Для него не было высшей цели, чем служение народу, родине. Он говорил: — Я посвятил себя отечеству своему и буду служить ему до смерти. — Если я чего добьюсь, то добьюсь для всего народа, если потеряю, то потеряю только самого себя. Он, желавший народу всего, что может дать радость свободного бытия, в личной жизни был чрезвычайно скромным. Никакого женского имени история не сохранила рядом с ним. Он был однолюб: все его чувства, все помыслы принадлежали единственной возлюбленной — Болгарии. 6 февраля 1873 года Васил Левский погиб на виселице. Но Левский живет в своем народе. Его имя, его пример вдохновляли болгарский народ, когда он, освободившись от чуженационального рабства, вступил в борьбу против рабства капиталистического, за справедливый общественный строй. В подвиге Левского черпают силы строители новой, социалистической Болгарии.
В осенние дни 1944 года, продвигаясь с частями Советской Армии по Болгарии, автор этой книги попал в город Карлово. Здесь он впервые услышал о Василе Левском. Жизнь человека, прошедшего путь от монастырской кельи до вождя революции, поразила. Захотелось узнать о нем больше. Но получилось так, что в нашей литературе эта жизнь не нашла должного отражения. Ни одной книги ни на русском, ни на другом языке народов нашей Родины не оказалось. И тогда автор решил, пользуясь болгарскими источниками, написать книгу о Левском, Насколько удалась она, пусть судит читатель.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
РУКОДЕЛЬНЫЙ ГОРОД
Ночь пала на землю внезапно, как бывает на юге, в горах. Два путника — один в длинной черной рясе, с высокой камилавкой на голове, другой совсем еще мальчик, с котомкой за плечами — поспешно пробирались по обезлюдевшему городку. Показалась приземистая церквушка святой богородицы. — Теперь уже недалеко, Васил, — подбодрил старший мальчика. Когда вошли в церковный двор, облегченно вздохнули. У церковной сторожки остановились. В оконце теплилась одинокая свеча. Постучали. Скрипнула дверь, и во двор вышел старый клисар — церковный служка. Узнав своих, поклонился, сказал: — Добре дошли! Путники осведомились, все ли в порядке, и, получив утвердительный ответ, пошли дальше. Вдоль каменной ограды вытянулось низкое серое здание — общинное девичье училище. Желтая акация раскинула над его кровлей свои зеленые ветки. Перед входом в училище — чешма, вода из нее течет в каменное корыто и, переливаясь, узким ручейком извивается по церковному двору. Васил припал губами к холодной струе. Напившись, принялся мыть руки, лицо. — Ты мойся, а я пойду. Да не опоздай вечерять, — сказал старший. — Хорошо, дядя! Холодная вода сняла усталость. Легко вскинув на плечо котомку, мальчик зашагал к маленькой калитке. За ней, в другом дворе, монашеский скит, небольшое здание с деревянной галереей на втором этаже. Осторожно, чтобы не разбудить мирно спавших монахов, мальчик прошел в свою келью — узкую, темную каморку. Не зажигая свечи, на ощупь достал из котомки хлеб, овечий сыр и спустился вниз, к дяде. Ужин был
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (109) »
Последние комментарии
20 минут 58 секунд назад
3 часов 19 минут назад
3 часов 20 минут назад
3 часов 28 минут назад
3 часов 32 минут назад
11 часов 14 минут назад