Большая Советская энциклопедия (УН) [БСЭ БСЭ] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Большая Советская Энциклопедия (УН)

Уна

У'на (Una), река в Югославии, правый приток р. Сава (бассейн Дуная). Длина 214 км, площадь бассейна около 7,5 тыс. км 2 . Берёт начало в горах Динара, большая часть протекает по Динарскому нагорью в глубокой долине, образуя многочисленные пороги. Весеннее половодье, осенние дождевые паводки. Средний расход воды близ устья около 200 м3 /сек. На У. – гг. Бихач, Босански-Нови, Двор, Босанска-Дубица. В нижнем течении доступна для небольших судов.

(обратно)

Унаби

Уна'би (Ziziphus), род растений семейства крушиновых. Насчитывает около 40 видов, в тропических и субтропических районах Азии, Африки и Австралии. Наиболее известен вид унаби (Z. jujuba). Крупные деревья, живущие до 300 лет, иногда ветвящиеся кустарники высотой до 4 м. Молодые побеги с колючками. Листья яйцевидные, овальные, иногда ланцетные. Цветки обоеполые, перекрёстноопыляющиеся. Цветёт в мае, в течение 1,5–2 мес. Плод – костянка, длиной 3–4 см, диаметр до 2,5 см, с тонкой, красно-коричневой или жёлтой глянцевой, часто пятнистой кожицей. Мякоть толстая, светло-зелёная или белая, после сушки отделяющаяся от косточки, вкусная, сладкая (до 30% сахаров), хрустящая. При подвяливании (особенно на дереве) вкус плодов улучшается. Плоды используют в свежем виде, для приготовления компота, пастилы, варенья. У. начинает плодоносить с 3–4 лет. В диком виде встречается в Передней Азии, Гималаях, Сев. Китае, Японии; в культуре – в Японии, Пакистане, Афганистане, Китае, США и др.; в СССР – в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане.

  А. Д. Александров.

Унаби: 1 — ветка с цветками; 2 — цветок; 3 — продольный разрез плода.

(обратно)

Унамуно Мигель де

Унаму'но (Unamuno) Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания , раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У. – депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж.

  Деятельность У. многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу («Об исконности», 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике «Луча де классе». После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма . Огромное влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центральная проблема философии У. – духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере – невозможность веры для современного разума. У. вводит понятие «агонии» – особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры («Трагическое чувство в жизни людей и народов», 1913; «Агония христианства», 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917; «Тётя Тула», 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм («Любовь и педагогика», 1902), утверждал личный, «экзистенциальный» характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира. В последнем произведении – повести «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.

  После первого романа «Мир во время войны» (1897) У. переходит к экспериментальному художественному повествованию: обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа «Туман» (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет «внутреннюю реальность», реальность воображения и воли «внешней реальности» (книга «Назидательные новеллы», 1920). У. стремился лишь к передаче «внутренней реальности», однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие У. отличается гуманистическим