Евнухи в Китае [Виктор Николаевич Усов] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

людей низких, безнравственных, но ни в коей мере не отрицается существование в то время евнухов. Итак, евнухи были еще в эпоху Конфуция задолго до династии Хань.

***
Мужское семя издавна считалось воплощением и источником жизненной силы. Так, в древнеиндийской мифологии семя часто отождествляется с лежащим в основе мироздания абсолютным идеальным началом — Атманом. В семени содержится сущность человека, а акт оплодотворения священен, утверждают упанишады.

У многих народов кастраты считались не только биологически, но и социально неполноценными. По Ветхому Завету, «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне». Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Отрезанный член поверженного врага у многих народов считался почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. Один египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, перечисляет в числе трофеев 6359 «необрезанных членов» ливийских воинов, а также сыновей и братьев их вождей и жрецов. Библейский Давид преподнес своему царю крайнюю плоть 200 убитых филистимлян.

Операции но кастрации широко известны в мире не только в качестве медицинских мер, применяемых при различных болезнях мужских половых органов, но и в качестве мер по оскоплению юношей и мужчин для специальных целей.

Обычай кастрации упоминается даже в древнегреческой и римской мифологии, связанной с Великой Матерью богов Кибелой, дарительницей плодоносных сил земли, и с юным Аттисом. Культ Кибелы был введен в Риме в 204 г. до н. э.

Сам обычай оскопления жрецов Кибелы, к примеру, следующего происхождения. Во время сна Зевса семя его стекло на землю. Из него произошел демон с двойными половыми органами, мужскими и женскими. То был гермафродит Агдистид. Боги заковали его и отрезали ему мужские половые органы. Таким образом, он сделался женщиной, Великой Матерью Кибелой, а из члена его произошло миндальное дерево. Один из плодов этого дерева дочь речного бога спрятала за пазуху, забеременела и родила прекрасного Аписа, любимца Кибелы, который впоследствии, приведенный в бешенство, сам оскопил себя. Тогда мать богов Кибела избрала оскопленного мальчика, за его красоту, своим жрецом. Он считался первым жрецом Кибелы, самооскоплению и феминизации которого во время оргиастических празднеств Кибелы часто подражали и светские люди. Жрецы Кибелы также были кастрированы. Это так называемые «корибанты» (в греческой мифологии спутники и служители Великой Матери богов Кибелы).

Геродот также сообщал, что греки практиковали оскопление с коммерческими целями, посылая евнухов на рынки в Эфес, где и выручали за них хорошие деньги, так как греческие евнухи считались лучшими и преданнейшими слугами. Немало евнухов было и в Риме.

Императоры Константин и Юстиниан даже издавали запретительные указы, каравшие за оскопление.

Оскопление производилось и с религиозной целью: таковы были жрецы Сивиллы; в III в. последователи Оригена оскопляли себя, чтобы сохранить целомудрие, и простирали свое рвение до того, что не только оскопляли своих последователей, но и всех тех, кто попадал им в руки. Хотя Никейский собор и осудил эту ересь, но обычаи оскопления сохранился в Италии до XVIII в., чтобы сохранить у певчих их мужское сопрано. Чтобы ограничить это зло, папа Климент XIV запретил оскопленным петь в церквях, но они все же оставались в хоре при Сикстинской капелле.

Отнятие полового члена наблюдалось у некоторых лиц, принадлежавших к религиозной секте скопцов, распространенной преимущественно в старой России. Как писал в 1875 г. Е. Пеликан в работе «Судебно-медицинское исследование скопчества», эта операция, называемая скопцами «второю» или «царскою печатью», «второю чистотою» или «вторым убелением» («сесть на белого коня» в противоположность первому убелению («сесть на пегого коня») отнятию одних яичек с частью мошонки) делается или совокупно с отнятием яичек, причем вместе с ними и с частью мошонки предварительно перевязывается и ствол и затем все эти части отрезаются бритвой, ножом, косой или просто топором, или же ствол (что замечается чаще) отнимается впоследствии. В исключительных случаях оскопление ограничивается отнятием одного ствола. Иногда ствол отрезается не весь.

Так что кастрация, как мы видим, не является чисто китайским изобретением и была довольно широко распространена в мире.

В Китае, согласно записям на черепашьих панцирях, обнаруженных археологами в поздний период эпохи Цин, известно, что в глубокой древности к оскоплению прибегали в первую очередь как к средству наказания преступников. На обнаруженных костях эпохи Шан-Инь нашли специальный иероглиф, которым обозначали кастрированного человека.

Оскопление как наказание применялось в Китае вплоть до XIX в. Так, во время восстания магометан в 1851 г. был учрежден специальный приказ, в который приводили мятежников вместе с их детьми. Взрослые все