Пропавшая экспедиция [Авенир Григорьевич Зак] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (89) »
Пропавшая экспедиция
Что заставляет писателя обратиться к приключенческому жанру? Может быть, воспоминание о детстве, о юности, когда с упоением, с замиранием сердца читались романы Дюма, Жюля Верна, Майн Рида, других замечательных авторов? Наверно… Мой друг и соавтор Авраам Зак родился в 1919 году, в захваченном белыми Бердянске. Его отец, красноармеец, бегал вокруг пушек, обстреливающих город, умоляя красных артиллеристов, чтобы они случайно не попали снарядом в родильный дом, где лежал его только что родившийся сын. Гражданская война была для нас временем, полным событиями, дававшими безграничные возможности для приключенческих сюжетов. В 1959 году во время нашего пребывания в Сибири мы услышали о судьбе скита, возникшего в те дни и обнаруженного спустя годы в глубокой тайге. Это и послужило отправной точкой для написания «Пропавшей экспедиции». Множество историй о вывозе за границу художественных ценностей в первые годы Советской власти послужили основой для «Достояния республики». Герои этой повести не могли знать, что через каких-нибудь десять-двенадцать лет по распоряжению самого Сталина бесценные произведения искусства будут за гроши вывезены за рубеж. Но их героическая борьба за сохранение сокровищ искусства для своей страны и сейчас вызывает восхищение, хотя и окрашенное горькими раздумьями.И. КУЗНЕЦОВ
ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ
ПРОЛОГ
В Знаменском, в имении князя Тихвинского, долгое время после бегства хозяина за границу все оставалось по-старому. Все так же ослепительно сверкал паркет, на высоких подставках у стен белели мраморные скульптуры, в хрустальных подвесках старинной люстры солнечные лучи, преломляясь, играли всеми цветами радуги. В полуденной тишине парадных комнат бронзовые часы, стоявшие на камине, неторопливо, удар за ударом, отсчитали двенадцать… Под циферблатом раскрылись бронзовые ворота, из которых показался всадник, закованный в доспехи. Он неторопливо проехал вдоль стены замка и скрылся в других воротах. Вместе с последним ударом медленно поднялся подъемный мостик, перекинутый через ров, и наглухо закрыл ворота миниатюрной крепости. По длинной анфиладе парадных комнат шли трое: комиссар Кочин, матрос Петровых и бывший управляющий князя Илья Спиридонович Тараканов. Кочин, лысый, с поседевшей бородкой, в потертой гимнастерке, прищурившись, разглядывал висевшие на стенах картины. Петровых, с маузером в деревянной кобуре под распахнутым черным бушлатом, держал себя демонстративно независимо, и только большие руки, мявшие бескозырку, выдавали его растерянность перед великолепием княжеских покоев. Илья Спиридонович, тщедушный человек в полотняной толстовке, в очках со слегка затемненными стеклами, шел чуть впереди, раскрывая двери перед представителями Советской власти. — Это кто же такой, язвия его дери?! — спросил Петровых, остановившись перед конным портретом генерала, блиставшего орденами и эполетами. — Генерал-аншеф князь Тихвинский, Федор Алексеевич, герой двенадцатого года, прадед владельца этого поместья, — вежливо сказал Тараканов. Кочин усмехнулся: — Полагаю, вы хотели сказать — бывшего владельца? — Извините, господин комиссар, привычка… — Тараканов изобразил подобие улыбки. А Петровых уже разглядывал портрет немолодой женщины с широкой атласной лентой, повязанной через плечо. — А это что за дамочка? — снова спросил он. — Императрица Елизавета Петровна, — сказал Кочин. — Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, — с готовностью подтвердил Тараканов. — По ее указу это имение было передано навечно князю Петру Андреевичу Тихвинскому. — Навечно? — снова усмехнулся Кочин. — В указе, хранящемся в архиве князя, написано именно так: навечно, — не глядя на Кочина, сказал Тараканов. Из соседнего зала послышался раскатистый бас Петровых. — А это что за пацан, язвия его дери? Кочин и Тараканов вошли в просторный зал, увешанный от пола до потолка картинами в золоченых рамах, и остановились у небольшого портрета мальчика в голубом костюме. — Пинтуриккио? — спросил Кочин. Тараканов кивнул. — Если не ошибаюсь… — сказал Кочин, — знаменитый портрет мальчика в голубом из собрания Медичи? Тараканов снисходительно улыбнулся. — Сергей Александрович приобрел эту картину во время последней поездки в Италию за год до войны. — Подлинник? — спросил Кочин. — Князь не собирал копий, — сказал Тараканов. — Буше? — спросил Кочин,- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (89) »
Последние комментарии
7 часов 59 минут назад
10 часов 16 минут назад
1 день 57 минут назад
1 день 58 минут назад
1 день 6 часов назад
1 день 9 часов назад