Искусство и путь по-японски. 45 дорог к медитации и красоте [Х И Дейви] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

ИСКУССТВО И ПУТЬ ПО-ЯПОНСКИ 45 ДОРОГ К МЕДИТАЦИИ И КРАСОТЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я долго думал над тем как представить эту книгу читателю. Все виды Пути в японском искусстве используют большое количество похожих принципов и могут принести огромную пользу Западному человеку, практикующему их. Объем книги ограничен, и мне было очень трудно решить, о каких же принципах и их пользе для практикующих говорить. Я хотел донести до читателя сущность всех японских искусств — от чайной церемонии до боевых искусств. Потом я вспомнил одну историю, которую и хочу рассказать вам. Эта история о том, как я встретил моего учителя Оно Йотаро, который учил меня боевым искусствам. Хотя эта книга и не посвящена боевым искусствам, история, которую я хочу вам рассказать, наведет вас на мысль о том, что выходит за рамки только боевых искусств и представляет собой сущность всех японских видов искусства, или Пути. Все произошло после довольно веселой и оживленной демонстрации боевых искусств на заднем дворе дома Оно Сенсея. После вечеринки, устроенной для плотников, ремонтировавших дом Сенсея, осталось немного пива и еды, и он пригласил меня перекусить вместе с ним.

При тусклом свете луны мы, несколько учеников, с учителем отправились на переднюю часть двора. Мы расселись на стулья и каменные точильные колеса, разбросанные по двору. Перед нами лежала северная часть Киото, древней столицы Японии. Это был мой третий вечер в Стране восходящего солнца, и я все еще жутко страдал от культурного шока, к тому же сказывалась усталость от тяжелого перелета.

Оно Сенсей взял бамбуковую флейту и начал играть прекраснейшую и очень одинокую мелодию, которая сразу же откликнулась в моей тоскующей по дому душе. Это была песня о потерявшихся оленях, ищущих друг друга в зимнем лесу. Закончив играть, учитель рассмеялся и предложил нам еще еды и выпивки, продолжая расспрашивать меня о моем прошлом.

Узнав, что в колледже я изучал японскую литературу, он спросил: «Ты понимаешь фурью?» Я покачал головой. «Это литературная концепция, используемая придворными в Киото… но я так и не смог понять, что она значит. Для меня это было очень сложно».

«Не совсем так, — сказал Оно Сенсей. — Фурью — это ветер и текущая вода. Литераторы любили жизнь, но их жизнь была мимолетной и часто полна печалей. Счастье может быть таким же иллюзорным и неуловимым, как и ветер или вода, текущая по твоим рукам. Фурью это то, что лежит в основе наших боевых искусств и в любом другом виде классического японского искусства. Это ускользающая, мимолетная красота».

«Послушай, это кажется очень сложным, но на самом деле все очень просто. Трудность объяснения заключается в том, что это не объяснить логически. Это надо почувствовать. Это чувство, а не логическое заключение. Мы сидим здесь в темноте. Только свечи дают слабый свет. Вдали видны городские огни и свет звезд. Ты разговариваешь с новыми и старыми друзьями и знаешь, что этот момент не повторится никогда в жизни… это и есть фурью. Все просто».

Все просто. И все же, как и в других областях традиционной японской культуры, кажущаяся простота скрывает глубину и сложность, которые можно осознать и понять только спустя десятилетия. В моем случае это выглядит следующим образом: много лет изучая различные виды японского искусства, я до сих пор вижу, что снова и снова заново изучаю, казалось бы, базовые идеи и движения — как правильно держать чайную ложку, как произвести захват запястья противника, как работать японским рубанком, чтобы срезать слой древесины толщиной с волос…

В наше время часто спрашивают: что хорошего в том, чтобы возвращаться к прошлому, исследовать его, как будто все в жизни можно измерить и посчитать в статическом, неподвижном виде? И все же даже в Библии говорится, что обретение целого мира не поможет человеку, если он потеряет свою собственную душу. Возможно не существует прямой выгоды в следовании До (Пути) японских искусств, но вероятно, это позволит нам заглянуть и получше узнать нашу собственную душу.

Х.И. Дейви — мой старый друг, с которым мы давно идем вместе по Пути. Он написал серию книг, рассказывающих об этом нелегком путешествии по запутанным дорогам Даосизма. В этой книге он описывает первые шаги. Он, несомненно, является одним из немногих англоязычных авторов, которые обладают достаточным объемом знаний и практическим опытом, чтобы достоверно осветить этот вопрос. Большую часть своей жизни Дейви Сенсей посвятил изучению японского искусства каллиграфии, йоги, искусства врачевания и классических боевых искусств. Собственный многолетний опыт дает ему возможность написать не просто научную работу, клиническое исследование предмета, и не обычную узконаправленную технически ориентированную книгу типа «как сделать», но работу, раскрывающую нам духовные и концептуальные основы всех искусств, неотъемлемой частью которых является До.

Даже в Японии трудно отыскать такого