Музей Фогга Гарвард [М Силина] (fb2) читать постранично, страница - 2


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

американской графики начиная с XIV века. Это богатейшая, уникальная коллекция, насчитывающая 12 000 работ, — одна из самых больших и представительных среди университетских музеев Америки. Стоит назвать лишь рисунки великих Микеланджело, Пьетро Перуджино и Якопо Понтормо, гениев барокко и маньеризма. Искусство Северного Возрождения представлено творениями Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Питера Брейгеля, Якоба де Гейна II и, конечно же, Рембрандта.

Французская коллекция графики XVII века является самой полной в Америке. В нее входят произведения, созданные Николя Пуссеном, Клодом Лорреном, Симоном Вуэ и его последователями. Французская графика блестящего XVIII века представлена работами Жана-Антуана Ватто, Жана-Батиста Грёза и сериями произведений Жана-Оноре Фрагонара и Жака-Луи Давида. Коллекция графики Франции и Англии XIX века не менее уникальна. Французская графика XIX века представлена творениями Теодора Жерико, Эжена Делакруа, Пьера-Поля Прудона, Густава Курбе, Эдгара Дега и Анри Тулуз-Лотрека.

Ну а музейное собрание английской графики Вильяма Блейка, Джона Рёскина и Обри Бердслея заслуженно считается лучшим в мире.

Музей Фогга — один из двух американских музеев, в котором хранится блестящая подборка произведений прерафаэлитов, в особенности Данте Габриэля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса.

Необходимо сказать и об отделе американского искусства. Гардвардский университет начал собирать эту коллекцию еще в XVII веке, однако соответствующий отдел был открыт лишь в 2002. Собрание насчитывает более 3000 объектов, в том числе живопись, скульптуру, утварь, мебель, миниатюры и витражи с колониального периода (XVII век) по середину XX века. В коллекции боле 1200 портретов, их большая часть экспонируется на территории университета. Кроме того, в музее хранится более 6000 единиц американской графики, особое внимание уделяется блокнотам и эскизным альбомам художников-модернистов первой половины XX века.

Интерьер музея

Искусство XIV–XVI веков

Роберто Одеризи. Муж скорбей. Около 1354
Таддео Гадди (активен 1325–1366) Стигматы святого Франциска. Около 1325-1330. Дерево, темпера, золото. 212,1х149,5
Таддео Гадди — итальянский художник Проторенессанса. Как и все мастера XIV века, он работал в области церковного творчества, создавал алтари и фрески. Гадди считается одним из самых талантливых учеников великого Джотто.

Представленная часть алтаря ярко свидетельствует о характерных чертах искусства итальянского Проторенессанса XIII–XIV веков. Золотой фон традиционен для алтарных изображений, он типичен для обеих ветвей христианской церкви — византийской и западноевропейской. Переломным моментом в европейской церковной живописи, после которого пути византийского и европейского искусства разделились, стало как раз творчество Джотто и его последователей. Они стали вводить в произведения собственную авторскую интерпретацию, на первых порах проявлявшуюся в передаче перспективы, объема и глубины пространства. В данной работе виден синтез иконного образа и передачи действия в сюжете. Художник выполнил изображения из жизни самого популярного святого католической церкви — Франциска Ассизского, который принимает стигматы как знак святости.

Симоне Мартини (около 1284(?)-1344) Христос на кресте. Около 1340. Дерево, темпера, золото. 25x13,6
Симоне Мартини по праву считается крупнейшим художником итальянского Проторенессанса, так называемого периода треченто — искусства XIV века. Мастер соединял классическую отстраненность алтарных образов с мягким, лирическим настроением, особой мелодичной тонкостью линий.

На представленном алтарном образе отчетливо видна готическая составляющая творчества Симоне Мартини: прямо, даже наивно, показаны струи крови на теле Христа. Еще одна характерная деталь переходной по своему характеру церковной живописи треченто — интерес к «натурализму» — отсюда зеленоватый оттенок тела, из которого уходит жизнь. Золотой иконный фон, распятие, помещенное вне времени и пространства, соединяются с беспощадным изображением бренного мертвого тела Христа. В этом сопоставлении состоит огромная сила воздействия искусства итальянского мастера на зрителя.

Амброджо Лоренцетти (1324–1347) Распятие 1348–1349. Дерево, темпера, золото. 61x29
Амброджо Лоренцетти — великий мастер треченто крупнейшего художественного центра Италии — города Сиены. Он известен своими алтарными образами, а также циклом фресок в Сиене на темы божественного и государственного правления. В музее представлена створка алтаря со сценой распятия Христа.

Необходимо обратить внимание на авторский стиль изображения. Живописец вводит в сцену