Музей Фогга Гарвард [М Силина] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

распятия большое количество персонажей. Фон остается традиционным, золотым, что призвано напоминать зрителю о вневременном характере библейских событий. Однако группа, даже толпа, персонажей, их динамика, общение между собой создают дополнительные нити повествования, рождается эффект наполненной событиями жизни. Усиливающийся интерес к жестам, передаче особенностей мимики человека, к его индивидуальности, присущий работам Лоренцетти, с эпохи Возрождения получит большую популярность. Человек и общество станут центральными темами в культуре гуманизма, которая началась именно с треченто.

Фра Анджелико (1400–1455) Распятый Христос, Дева Мария, кардинал Торквемада и Иоанн Богослов. Около 1446. Дерево, темпера. 96,6x42,5
Фра Анджелико — знаменитый художник раннего итальянского Возрождения. «Фра Анджелико» — это прозвище, данное за талант и ангельский характер, живописца признавали блаженным еще при жизни. Его произведения отличаются тончайшим мастерством, созданием лиричных характеров, в которых он стремился отразить полноту эмоций своих персонажей.

В данной работе обращает на себя внимание передача чувств героев. Движение руки Иоанна, находящегося по левую руку от Христа, придает особую интенсивность, создает движение в картине. Рядом с плачущей Марией и отчаявшимся Иоанном находится кардинал Торквемада. Изображение патрона в сцене самого интимного для религиозной истории христианства события символически ставило заказчика произведения в ряд благочестивых персон. Его молитвы словно приобретают особую действенность, а моральная чистота несомненна. В картине уточняющую роль играют символы: цветущее дерево означает Животворящий крест, пеликан, клюющий себя в грудь, чтобы своей кровью накормить птенцов, — символ Христа, умершего за грехи людей.

Джованни ди Паоло (1403–1483) Святая Екатерина Сиенская. Около 1462. Дерево, темпера. 107,9x53,3
Джованни ди Паоло — художник итальянского Возрождения, мастер сиенской школы. Для его работ характерен особый интерес к мистическим сторонам религиозного переживания.

В данном произведении это проявилось в выборе персонажа. Живописец изобразил Екатерину Сиенскую, святую, известную своими мистическими сочинениями. Это один из самых популярных женских религиозных образов в католическом искусстве. Святая Екатерина принадлежит к немногим женщинам Средневековья, причисленным к Учителям Церкви. В образе, созданном Джованни ди Паоло, видны присущие его творчеству черты: удлиненные пропорции, холодные оттенки, жесткие контуры. Все это также отвечает атмосфере мистицизма, провидения, символичных сновидений, которые были характерны для позднеготической религиозности.

Мастер панелей аргонавтов Суд Париса. Около 1480. Дерево, темпера, переведено на холст. 65,1x111
Данная работа предположительно принадлежит мастеру из Флоренции последней четверти XV века. Эта панель, скорее всего, украшала дом богатого горожанина, именно такие сюжеты из истории античной мифологии были популярны среди образованной публики.

Представленный древнегреческий миф рассказывает о том, как жена Зевса Гера, грозная богиня войны Афина и прекрасная богиня любви Афродита поспорили, кто из них самая красивая. Громовержец не стал разбирать ссору, а направил их в царство Трои к сыну царя — пастуху по имени Парис. Этот фрагмент легенды изображен слева. Парису предстояло выбирать из трех богинь, притом каждая сулила ему дары и богатства: Гера — власть над Азией, Афина — доблесть и воинскую славу. Юноша выбрал Афродиту, которая пообещала ему любовь любой женщины, какую он только назовет. Данная сцена запечатлена справа. Парис выбрал Елену и похитил ее. Именно с этого события началась легендарная Троянская война.

С эпохи Возрождения этот сюжет благодаря своему дидактическому смыслу стал очень распространен. Безусловно, в зарождающейся гуманистической и эпикурейской культуре ренессансной Италии он привлекал возможностью написать красавиц. Художник очень точно и тщательно работает кистью, уделяя внимание каждой детали. Картина декоративна по характеру: сложный орнамент одежд, тонкое мастерство в передаче образов, свежие, яркие краски. Изящные удлиненные пропорции фигур, реализм в изображении костюмов, благородный черный фон свидетельствуют о непосредственном влиянии великого Боттичелли на автора работы.

Неизвестный автор, копия работы Яна ван Эйка Туалет женщины. Начало XVI века. Дерево, масло. 27,2x16,3
В период Средневековья и Ренессанса живопись претерпевала изменения не только в области чисто художественных средств выражения: разработка принципов линейной перспективы, особое внимание к колористическим нюансам, интерес к