Вглядеться в поступь рока [Ирина Исааковна Чайковская] (rtf) читать постранично, страница - 2

Книга в формате rtf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

комнатка Елизаветы Яковлевны оказалась прикухонной конуркой.‭ ‬Окно ее было в метре от стены противоположного дома,‭ ‬там было всегда темно.‭ ‬Войдя,‭ ‬я попала в темную прихожую и увидела нависающие над узким ложем полки с Брокгаузом и Ефроном.‭ ‬Я вошла в комнату‭ ‬— два ложа,‭ ‬метровый‭ ‬столик...‭ ‬А потом я обернулась‭ ‬— и увидела полулежащую высоко на подушках старую женщину.

‭—‬ Уже тогда она была старая‭?

— Да,‭ ‬голова в ореоле седых волос.‭ ‬Я взглянула в ее глаза‭ ‬— и все перевернулось.

‭—‬ Эти глаза эфроновские.‭ ‬Они были и у Али.‭ ‬Мне кажется,‭ ‬Аля похожа на Елизавету Яковлевну.

‭—‬ И вот с этого момента вся моя жизнь до сегодняшнего дня связана с домом Эфроновым.


3.‭ ‬Какая она была

Какая она была,‭ ‬Елизавета Яковлевна Эфрон‭?

— Она была человеком магнетическим.‭ ‬Ни один человек,‭ ‬встретившийся с нею,‭ ‬— а я читала множество воспоминаний‭ ‬— не мог после знакомства с ней уйти таким же,‭ ‬каким был раньше.‭ ‬И небо,‭ ‬и земля,‭ ‬и улицы,‭ ‬когда я выходила из этого дома,‭ ‬показались мне совершенно другими.‭ ‬Мне она предложила читать отрывок из сказки‭ "‬Снежная королева‭"‬.‭ ‬Там есть такой персонаж‭ ‬— Старуха Поэзия.‭ ‬Я подумала:‭ "‬Уж не потому ли она предложила мне читать это место,‭ ‬что она сама и есть Старуха Поэзия‭"?

— Интересно.‭ ‬В современных изданиях этой сказки Андерсена я что-то не встречала Старухи Поэзии.‭ ‬Может,‭ ‬вы говорите о пьесе Шварца‭?

— Нет,‭ ‬нет,‭ ‬это Андерсен в старинном издании.

‭—‬ А в новейших Старуху Поэзию изымают.‭ ‬У меня вопрос.‭ ‬Сколько в это время вам лет‭? ‬Вы учитесь или уже работаете‭?

— Я пришла к Елизавете Яковлевне‭ ‬31‭ ‬августа‭ ‬1943‭ ‬года.‭ ‬Мне было‭ ‬18‭ ‬лет,‭ ‬и я только что поступила в Московский университет.‭ ‬О дальнейшем пишет Дмитрий Николаевич Журавлев в своей книге‭ "‬Жизнь‭ ‬— искусство встречи‭"‬.‭ ‬Если хотите,‭ ‬я покажу вам отрывок.

‭—‬ Конечно.

‭—‬ "…постепенно занятия‭ (‬с Е.Я.Эфрон,‭ ‬— И.Ч.‭) ‬перешли в дружбу.‭ ‬Руфь стала одним из самых близких друзей этого дома.‭ ‬Будучи человеком незаурядным,‭ ‬талантливым,‭ ‬страшно любящим и великолепно знающим литературу,‭ ‬человеком определенного требовательного взгляда на искусство,‭ ‬Руфь работала как литературовед,‭ ‬параллельно‭ ‬занималась художественным чтением.‭ ‬С каждым годом участие ее в жизни Елизаветы Яковлевны и Зинаиды Митрофановны усиливалось.‭ ‬Наступила пора,‭ ‬когда Руфь,‭ ‬отказавшись от многого в своей жизни,‭ ‬посвятила ее целиком заботам о них,‭ ‬стареющих,‭ ‬угасающих...‭ ‬Обе‭ ‬они скончались на ее руках.‭ ‬Редко в жизни встречается такая преданная и самоотверженная любовь‭"‬.

‭—‬ Вам,‭ ‬наверное,‭ ‬было не до учебы...

‭—‬ Нет,‭ ‬я училась много и страстно.‭ ‬Но в те годы они‭ (‬тетушки‭) ‬были не так стары.‭ ‬Я бросила свой дом в Ленинграде‭ (‬в‭ ‬1947‭ ‬году Р.Б.‭ ‬перевелась из Московского в Ленинградский университет,‭ ‬— И.Ч.‭) ‬в‭ ‬1966‭ ‬году,‭ ‬когда узнала,‭ ‬что тяжело болеет Елизавета Яковлевна.

‭—‬ Это,‭ ‬естественно,‭ ‬мешало и личной,‭ ‬и профессиональной вашей жизни.

‭—‬ Порой я не то что заниматься профессиональной работой‭ ‬— на улицу не могла выйти.

‭—‬ Я слышала,‭ ‬что Елизавета Яковлевна была инвалидом,‭ ‬все время лежала.‭ ‬Да и встретили вы ее в первый раз лежащей в постели.

‭—‬ В той тесноте ей было удобнее заниматься полулежа.‭ ‬Да и сердце у нее было больное.‭ ‬В год нашего знакомства она вела занятия в Доме ученых на Кропоткинской‭ (‬ныне Пречистенка‭)‬.‭ ‬Тогда же она начала преподавать в Школе-студии при Театре Моссовета,‭ ‬руководимой Юрием Завадским,‭ ‬с которым они вместе ушли из Вахтанговской студии строить свой собственный театр.

‭—‬ Завадский‭ ‬— известный герой доэмиграционной московской жизни Цветаевой,‭ ‬красавец‭ "‬Юрочка‭" ‬из ее‭ "‬Повести о Сонечке‭"‬.

‭—‬ Он был не только прекрасным актером‭ ‬— играл принца Калафа в‭ "‬Принцессе Турандот‭"‬,‭ ‬Святого Антония,‭ ‬— но и режиссером талантливым.‭ ‬Он уцелел,‭ ‬но в последние годы,‭ ‬для того чтобы сохранить театр,‭ ‬вынужден был ставить пьесы Сурова и Софронова.‭ ‬А имена выпестованных им великолепных актеров Марецкой и Плятта неизменно украшали афиши этих спектаклей.

‭—‬ Тяжелая цена,‭ ‬заплаченная за возможность творить и делать что-то еще,‭ ‬кроме этих бездарных опусов.‭ ‬Елизавета Яковлевна преподавала у Завадского‭ "‬художественное слово‭?"

— Да,‭ ‬у нее в студии было много талантливых учеников,‭ ‬например,‭ ‬Анатолий Адоскин.

‭—‬ Адоскин‭ ‬— ее ученик‭?! ‬В детстве я воспитывалась на его пушкинских программах на ТВ.

‭—‬ Ими восхищались Раневская и Уланова.‭ ‬Елизавета Яковлевна не просто помогала делать эти программы‭ ‬— она стояла у их истоков.‭ ‬Сейчас Анатолий Адоскин продолжает эту работу.‭