ГенЭтика или Рожать нельзя клонировать [Илья Артемьевич Захаров-Гезехус] (fb2) читать постранично, страница - 3


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

великое множество разнообразнейших сортов и пород, достаточно напомнить читателю, сколь различны породы собак. Все это разнообразие было создано отбором, то есть использованием для размножения тех производителей, которые чем-то отличались от остальной массы особей своего вида. Отбором были выведены бойцовые породы собак, особо агрессивные, и лишенные всякой агрессивности комнатные и декоративные породы, огромные доги и в десятки раз уступающие им по массе той- или йорктерьеры.

Генетика обобщила и истолковала накопленный в предыдущие века опыт селекционеров, а в последние 15-20 лет предложила совершено новые методы изменения наследственности. Среди них - разрушение отдельных, выбранных в качестве мишеней генов, пересадка генов, как от близкородственных, так и от далеких организмов. Эти методы относятся к той области биотехнологии, которая обычно именуется генной инженерией. Развиваются и другие «инженерии» - клеточная, эмбриональная, основанные на манипуляциях с отдельными клетками или с эмбрионами.

Мы сообщили здесь лишь основные положения генетики, более подробные сведения о генах и их передаче от родителей потомкам мы приведем позднее, там, где это будет необходимо по ходу изложения.

Подведем некоторые итоги. То, что мы рассказали о генетике применительно к нашей теме может быть суммировано в следующих положениях:

Врожденные свойства человека закладываются в момент слияния родительских половых клеток. Данная пара родителей может произвести миллиарды разных сочетаний своих генов, и какая комбинация в данном акте реализуется, есть дело Случая (или Бога, если Бог управляет случайностью).

Каждый человек уникален и неповторим как по своему набору генов, так и по всем своим психическим и физическим качествам (за исключением редко появляющихся однояйцовых близнецов, которые, развиваясь в самостоятельные личности, все же остаются по большинству свойств копиями друг друга).

С научной точки зрения не следует стремиться к генетическому «улучшению» человеческого рода: разнообразие является условием благополучного существования любой популяции (сообщества) живых организмов, в том числе и человека. Сформулировать на научной основе критерии, которым должен соответствовать «идеальный человек», - невозможно.

Слово «этика» было впервые использовано Аристотелем для обозначения раздела философии, изучающего нравственность. Сейчас оно употребляется как в этом смысле, так и в качестве синонима слова «мораль».

Правила поведения человека, живущего в социуме, существенно различались в разные эпохи и в разных обществах, да и сейчас законы и обычаи многих стран значительно отличаются от тех, которые приняты в цивилизованном мире.

История знает каннибализм, рабство и торговлю людьми, многоженство и многомужество, кровнородственные браки. Сейчас на западноевропейских пляжах многие женщины загорают «топлесс», а мусульманки считают недопустимым показаться посторонним мужчинам с непокрытой головой, а во многих странах - и с незакрытым лицом.

При всем разнообразии традиций и обычаев еще 2-2,5 тысячи лет назад в разных, далеких друг от друга странах - Греции, Палестине, Индии, Китае - стали формироваться этические системы, сходные по своей сути и проповедующие принимаемые в дальнейшем все большим числом людей и обществ принципы поведения, основанные на признании права на жизнь, неприкосновенность и личную свободу любого человека.

Конечно, эти, казалось бы, укоренившиеся и бесспорные положения соблюдаются далеко не всегда и не всеми. Право на жизнь постоянно нарушается в ходе войн. Отнюдь не все страны отказались от смертной казни преступников. Некоторые европейские страны узаконили эвтаназию (безболезненное умерщвление безнадежных больных по их просьбе), нарушив тем самым как заповедь «не убий», так и требование старой Клятвы Гиппократа («Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели»).

Казалось бы, очевидное право каждого человека оставить потомство ограничивается в некоторых странах государством, стремящимся регулировать рождаемость. Справедливость этого права вызывает и большие сомнения - может ли оно распространяться на тех, кто не в состоянии воспитывать или содержать детей, например на психически больных, идиотов, инвалидов, алкоголиков? Таким образом, признавая некоторые этические принципы основополагающими, современное общество отнюдь не достигло согласия в том, насколько эти принципы незыблемы и как они должны реализовываться в конкретных житейских ситуациях.

Тем большие проблемы возникают, когда человечеству приходится принимать решения в совершенно новых ситуациях, в частности, в тех, которые создаются в результате достижений современной науки. Попытки при этом опереться на религиозные традиции отнюдь не всегда оказываются рациональными и плодотворными: Ветхий Завет, например, осудил Онана, проливавшего свое семя, что служит основанием для