Три тысячи лет среди микробов. Приключения в микромире. Том IV [Марк Твен] (pdf) читать постранично, страница - 56

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Они тоже искали
детей. Поиски были тщетны: они сказали мне, что уже везде побывали и теперь снова и снова прочесывают одни и
те же закоулки, не решаясь сообщить матери, что детей не
нашли. Лучше сказать ей, что она может положиться на
своих друзей.
Через четыре часа, до предела измотанный, я сдался. Я
поднялся наверх и сел у постели Алисы; я должен был оставаться рядом, поддержать ее, когда она услышит горестное известие. Вскоре она пошевелилась, открыла глаза, радостно улыбнулась и сказала:
— Какое блаженство! Мне снилось, что дети… — Она обняла меня, словно желая разделить тягостное сновидение.
— Помнится, они… о Господи, это не сон!
Она изливала свое горе в плаче и стенаниях, отчаянно
обвиняла саму себя, а я крепко обнимал ее и не мог найти
ни единого слова утешения.
— Ах, Генри, Генри, ты молчишь, значит… о, мы не можем дальше жить, мы этого не вынесем!
На палубе послышался топот ног, дверь распахнулась и
голос Тернера прокричал:
— Нашлись, Богом клянусь, нашлись!
Подобная радость поражает, как молния, и какое-то время нам казалось, что Алиса покинула нас; но затем она очнулась, вбежали дети и прижались к ее груди, и ее охватило
счастье, какое не описать словами. Чуть позже она сказала,
что никогда еще упоминание имени Господа всуе не казалось ей таким приятным и благозвучным, и попросила помощника капитана повторить фразу; он так и сделал, но божественную часть опустил и тем все испортил.
Джордж, Делия и дети видели, как кальмар зажег над
кормой чудовищные луны, видели его гигантские щупальцы и не стали ждать продолжения: они убежали вниз и не
останавливались до тех пор, пока не очутились глубоко в
трюме и не спрятались в проходе между ящиками. Когда их
нашли, они выглядели хорошо отдохнувшими, так как успели проспать несколько часов.
155

Тот день — кальмар, сбившая ее с ног волна, утрата детей — дорого обошелся Алисе. Тогда-то у нее появились первые седые волосы. Не так уж много — но они были далеко не
последними.

Комментарии

Оба произведения Марка Твена (1835-1910) о приключениях
в микромире были написаны в десятилетие, которое чаще всего
называют «темным» и «мрачным» периодом в жизни и творчестве американского классика.
Простое перечисление биографических фактов показывает, насколько верны эти определения. К началу 1890-х гг. Твен потерял колоссальные суммы благодаря многолетним и неосмотрительным вложениям в новое изобретение — наборную машину
Пейджа; не процветало и основанное им издательство. В 1894 г.
Твен (живший в те годы в Европе) был вынужден объявить себя
банкротом; в 1895 г., стремясь расплатиться с долгами, больной
писатель отправился в длительное лекционное турне — он побывал на Гавайях, в Австралии, Новой Зеландии, на Цейлоне,
в Индии, Южной Африке и т.д., завершив турне в Англии. В
середине 1890-х гг. у младшей дочери Твена, Джин, проявилась
эпилепсия, приведшая в итоге к ее ранней смерти. В 1896 г. от
спинального менингита скончалась старшая и любимая дочь
писателя Сюзи, литературная помощница отца. К 1900 г. финансовое положение Твена улучшилось и он смог вернуться в
США, но в 1904 г. писателя постиг новый удар: умерла его жена
Оливия, верная спутница Твена на протяжении более 30 лет.
Наброски романа «Великая тьма» относятся к осени 1898 г.
Литературовед Р. Кент Расмуссен включает роман в целую серию
неоконченных произведений о преуспевающих и счастливых отцах семейств, чья жизнь внезапно рушится; герои оказываются
в реалистично описанных мирах кошмаров, где само «нормальное» существование кажется сном. Кошмар, как правило, завершается пробуждением в повседневной, «обычной» жизни. «Эти
произведения, — отмечает Расмуссен, — полны намеков на жизненные обстоятельства С. Клеменса и, видимо, отражают его
попытки каким-то образом справиться с семейными несчастьями
1890-х годов» (Critical Companion to Mark Twain: A Literary Rеference to His Life and Work).
«Воображаемое морское путешествие приводит к непредсказуемым встречам с чудовищами глубин и ужасу отца, который
оказывается не в силах защитить свою семью от трагических
последствий» — вторит В. Дойно (The Routledge Encyclopedia of
Mark Twain). «Темы романа развиваются через дуалистические
157

контрасты: корабль и дом; обычные и микроскопические размеры; черное и белое; частые описания теней, туманов, мрака — и
редкие проблески ясности видения; любовь к семье и ужас перед неведомым; кажущееся пробуждение и сны».
Фабула романа достаточно необычна: некий Генри Эдвардс
занимается с женой и двумя дочерьми микроскопическими наблюдениями, засыпает на диване и после беседы с призрачным
«Комендантом Снов» оказывается со своей семьей и слугами на
борту микроскопического корабля, совершающего путешествие
в капле подкрашенной виски воды. Таинственное плавание по
мрачным областям микромира (здесь царит вечная ночь, ибо капля расположена вне светового поля микроскопа) длится много лет,
причем ни команда, ни капитан, ни Эдвардсы