Экзистенциализм [Автор неизвестен] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


Экзистенциализм.

Не экзистирующий человек – не более чем природный объект.

Читать шифры трансцендентного нас учит искусство во всех его видах

К.Ясперс.


Экзистенция – иррациональная реальность.

Экзистенциали́зм (от existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя, человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти, глубокой депрессии, сумасшествия, в состоянии медитации, наркотического опьянения (Кастанеда, шаманы, берсерки).

В экзистенциализме, согласно, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивную окраску. Страх сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает.

После переживания этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода от ложных ценностей, потребностей и желаний, созданных и внушенных социальным мировоззрением. Свобода от понятий, представлений и предубеждений общей морали. Человек становится способным принимать или не принимать, выбирать то, что ему необходимо, не испытывая при этом какого-либо внутреннего сопротивления, потребности, бесполезных желаний, не считаясь с мнением общества. Социум – враг разумного, свободного человека.


Принципы экзистенциализма.

Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.

Существование человека — это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека.

Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.

Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть.


Хайдеггер.


Личность ощущает себя заброшенным в некие не зависящие от него обстоятельства, совокупность которых (в силу их независимости) предстает как иррациональное. Поскольку «Я» ощущает себя включенным в этот чуждый мир – оно испытывает экзистенциальный страх.

Противоположность страху – «понимание». Состоит оно в освоении того, что его окружает, в качестве собственных возможностей; «в-мире-сущее» становится, «пригодным», «подходящим», «сносным». Я, протяженное во времени, таким образом вникает в мир, делая его «прозрачным», познаваемым; незнание предстает как «непрозрачность» мира.

То особое время, которым живет самосознательный человек, естественно, связано с проблемами, «заботой»: если человеку не о чем заботиться, не к чему стремиться, нечего опасаться и не о чем сожалеть – времени для него нет. Темпоральными границами человека являются рождение и смерть. Ни то, ни другое непосредственно для человеческого существа не действительны – ведь они не могут быть пережиты.

Без самооосознания и миропознания Я «потерялось» бы в «сущем», окружающем обыденном мире. Как, собственно, это нередко и происходит в вульгарном самосознании.

Непосредственное «соприкосновение» с Ничто, Пустотой обычного мировоззрения, по Хайдеггеру, происходит в состоянии ужаса (который, в отличие от страха, не вызван определенным предметом). Ужас – несомненный знак некоей экзистенциальной «реальности»; он характеризуется чувством бессилия, обреченности, безразличия ко всему конкретному. Это последнее уже очерчивает перед сознанием