По следам «Золотого ключика» [Леонид Яковлевич Гальперштейн] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Леонид Гальперштейн ПО СЛЕДАМ «ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА»



Здравствуйте, ребята!

Вы меня, конечно, узнали? Я — тот самый Буратино, который нашёл замечательный золотой ключик. Это про меня написали целую книгу с красивыми картинками. А «Золотым ключиком» стали называть конфеты-ириски, мои самые любимые. А вы, ребята, любите «Ключики»? Не может быть, чтобы не любили.

Знаете, чего мне сейчас хочется?

Хочу узнать, откуда берутся «Золотые ключики». Не сказочные ключики от волшебной дверцы, а настоящие ириски в красивых бумажках.


Вы говорите, покупаются? Вот у этой продавщицы? Это верно, да продавщица-то где их берёт?

Вот меня, например, вырезал из полена папа Карло. А кто сделал «Ключики»?


Сейчас мы выясним!

А ну-ка, Артемон, понюхай эту конфетку! Ещё, ещё, хорошенько нюхай.

А теперь ищи!


Артемон прибежал к большим воротам. Смотрите, на вывеске написано: «Кондитерская фабрика „Красный Октябрь“». А запах здесь какой! Прямо на улице пахнет ирисками, леденцами, шоколадками. Много их, наверно, на этой фабрике! Как бы туда пролезть?


Может быть, постучаться? Да нет, сторож выйдет — рассердится. Скажет: маленьким сюда нельзя.

Ага! К воротам как раз подошёл грузовик с мешками. До свиданья, Артемон! Жди меня здесь!


Грузовик привёз меня к складу.

Чего здесь только нет! Большущие мешки с сахаром и с орехами, банки со сгущённым молоком, бутыли с разноцветными жидкостями, бочки с фруктовым пюре, ящики со сливочным маслом… И на многих написано, что в них такое и откуда. Я читал, читал — даже голова заболела. Побегу дальше.


Вот так ящик! В него, пожалуй, весь наш кукольный театр влезет.

Что там, внутри?

— В ящиках котлы, — говорит рабочий. — Мы в них сироп варим. И качаем его во все цеха по трубам. Только не по самым толстым — те для пара. Сироп идёт по трубам потоньше. Из него всякие конфеты делают. И «Ключики» тоже.


Одна труба сюда проведена, вот к таким котлам. Запах от них замечательный. Тут и яблоками пахнет, и сливами, и грушами, и клубникой.

— Тётя доктор, почему здесь так хорошо пахнет?

— Я не доктор, — говорит тётя. — На нашей фабрике все рабочие в белом, чтобы никакая грязь в конфеты не попала. А пахнет так потому, что тут начинка варится для карамели. Нальём в котёл сиропа из трубы, положим фруктовое пюре и варим.

— И для «Ключиков» варите?

— Что ты, Буратино! Разве «Ключики» с начинкой?


Пошёл я дальше — и здесь котлы, только на вид другие. Котлы для сиропа были вроде домиков, для начинки — вроде большущих бидонов. А здесь котёл видите какой? Словно перевёрнутая башня с куполом. Сверху в котёл труба проведена, и из неё льётся жидкий сироп.

Смотрите, работница повернула ручку! В куполе башни открылась дверца, и оттуда потянулась совсем густая струя. Вот как сироп уварился, прямо на леденец стал похож. И ползёт этот леденец вниз, в большое корыто. Ползёт, ползёт… А почему же через корыто не переливается?


Оказывается, корыто снизу худое. Там длинная щель, и из неё леденцовая лента лезет. Ленту раскатывают два валика, как две большие скалки. А ещё сверху два бидончика стоят — видите, по бокам? Из них проведены косые трубки, и оттуда капают на ленту капли. Из одного бидончика капли зелёные, густые, будто цветные чернила. Из другого — прозрачные, зато пахнут яблоками, да так, что даже голова кружится.

Между бидончиками — ведёрко. Из него сыплется на ленту белый порошок — не то соль, не то сахар.


Видите — лента сама едет, совсем как в метро «лестница-чудесница». Сейчас я на ней прокачусь!

Ой, приклеился, как муха к липкой бумаге! Дёргаю ногами изо всех сил, да только всё хуже прилипаю. Лента горячая, как кипяток, а тут ещё белый порошок в рот попал. Кислый-прекислый, как лимон! У меня даже в глазах зарябило.

А зелёная краска всего меня испачкала: и костюм, и лицо, и руки, и ноги…

Что же теперь со мной будет? Помогите! Помогите!


Никто не слышит, а тут новая беда: лента переехала через валик и водопадом понеслась вниз. Здесь всё крутится, вертится, ленту в ком сбивает — прямо водоворот леденцовый. Нет, не выбраться теперь, вомнёт меня в этот ком…


Вдруг я услышал голос:

— Это что здесь за ящерица зелёная приклеилась? Буратино, ты как сюда попал? Ведь это карамельная масса, на ней не