Банкир-анархист и другие рассказы [Фернандо Пессоа] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Annotation

Фернанду Пессоа (1888–19353 достаточно давно известен отечественному читателю как поэт. Первые переводы его стихотворений на русский язык появились в 1970-е годы, сначала их было немного, затем накопился достаточный объем для первого отдельного издания, которое вышло в свет в 1978 году. Позднее появилось еще несколько изданий, но ни в одном из них не была представлена проза поэта, которая занимает существенное место в его наследии и с точки зрения количественной, и с точки зрения литературного качества и значимости. Эта книга — первый опыт издания прозаических произведений Ф. Пессоа в переводе на русский язык.


Фернанду Пессоа

Литературные перевоплощения

БАНКИР-АНАРХИСТ И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ

Банкир-анархист

Декоративная хроника I

Декоративная хроника II

Шелковая роза

ООО Фирма, поставляющая мифы

Филателист

Автомобиль стал исчезать

Великий португалец,

Мужья

Басни для юных народов

Секрет Рима

Сарайва, или Сарайва и барышни

Я, доктор

Осел и два берега

Суареш и Перейра

Христианин и католик

Попугай

Торговка рыбой и логика

Fernando Pessoa

O banqueiro anarquista

Crónica decorativa I

Crónica decorativa II

A rosa de seda

Empresa fornecedora de mitos, Ida

O filatelista

O automóvel ia desaparecendo

Um grande português ou A origem do conto do vigário

Maridos

Fábulas para as Nações Jovens

O segredo de Roma

O Saraiva ou o Saraiva e as meninas

Eu, o doutor

O burro e as duas margens

O Soares e o Pereira

O cristão e o católico

O papagaio

A varina e a lógica

notes

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Фернанду Пессоа




Литературные перевоплощения


Едва ли найдется человек, который сумеет провести в Лиссабоне больше одного дня и при этом ни разу не услышит имени Фернанду Пессоа. И даже если по какой-то причине, что маловероятно, вы этого имени не услышите, не увидеть изображений того, кому оно принадлежит, почти невозможно. На чашках, брелоках, открытках из дубовой коры и на обычных бумажных открытках, на улице — в виде бронзовой фигуры, где-нибудь еще — вы непременно встретитесь с несколько причудливого вида господином, в круглых очках и в шляпе. За последние полвека Пессоа, преодолев границы истории литературы, стал для португальцев национальным символом, персонажем народной мифологии новейшего времени. Но для постороннего, иностранного, и в особенности русского взгляда столь широкая популярность Пессоа, вероятнее всего, покажется несколько странной.

Сложно сказать, насколько корректным будет подобное сопоставление, но, на мой взгляд, оно имеет право на существование: Федерико Гарсиа Лорка и Фернанду Пессоа. Насколько первый был солнечным, радостным, приветливым гением, очевидным в проявлениях любви, дружбы и обиды, настолько второй был туманным, неясным, неразгаданным, необъяснимым.

Все эти определения во многом относятся не только к образам, но и к биографиям великих пиренейских поэтов минувшего столетия. Лорка — блиставший уже при жизни, не только на родине, но и за рубежом, Пессоа — почти никому не известный даже в родной Португалии. Жизнь, полная приключений, путешествий, искрометных знакомств, дружбы и вражды с другими великими и всемирно известными испанцами — это Лорка. Предельно замкнутое существование скромного переводчика коммерческой корреспонденции, литературный гений которого был известен лишь узкому кругу писателей-модернистов и ценителей новейшей литературы — это Пессоа. Разница настолько очевидна, что при полном отсутствии необходимости даже в самом ненаучном издании знакомить читателей с биографией испанского поэта, о биографии португальца необходимо, думается, сказать хотя бы несколько слов.

Фернанду Пессоа (1888–1935) родился в Лиссабоне. О ранней поре его жизни известно немногое, но то, что все-таки известно, может, вероятно, хотя бы отчасти приоткрыть тайну его «духовного портрета», смутную «генеалогию» личности.

В 1893 году умирает отец Фернанду, в том же году умирает младший брат, и