Алёша Попович и сестра Петровичей [Славянский эпос] (fb2) читать постранично
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
Алёша Попович и сестра Петровичей
У Владимера-князя был поцестён пир. Да все на пиру напивалисе, Да все на цесном наедалисе: Да все на пиру приросхвастались: Да иной хвастат золотой казной, Как иной хвастат молодой жоной, Как иной хвастат конём ежжалым-е, Как иной хвастат быком кормлёным-е. И сидят как два Петра Петровиця, Они не пьют, не едят, ницём не хвастают. Говорят как им как товарышши: – Уш вы ой еси, два брателка! Не пьитё, не едите, ницём не хвастаете.- – Уш мы цем же будем хвастати? Ишша нету у нас золотой казны, Ишша нету у нас молодой жоны, Ишша нету у нас быка кормленого, Ишша нету у нас коня ежжалого,– Только есь у нас ёдна сёстриця, Ишша та же Еленушка Петровна-свет; Как нихто не видал в едной рубашецьки, А в едной рубашецьки, без поеса, А в единых цюлоциков, без чоботов Подскоцил Олешецька Поповиць сын. – Уш вы ой еси, два брателка! Вы не хвастайте своей сестрицей А и той жа Еленушкой Петровною: Я видал вашу веть сестрицю А в единой рубашецьки, без поеса, А в единых цюлоциков, без чоботов; Вы поди-тко веть домой же веть, Закатайте ком да снегу белого, Уш вы киньте в окошецько в кошевьцято Со востосьнею да со стороноцьку.- Ишша тут братьцям за беду стало А и за ту круцинушку великою. Собирались тут со беседушки, А идут они к своему двору, Закатали ком да снегу белого А кидали в окошецько в кошевьцято. Выходила тут ихня сёстриця, Ишша та же Еленушка Петровна веть, Она в единой рубашецьки, без пояса, А в единых цюлоциков, без чоботов. Ишша тут ей братьця розсердилисе, Ишша тут они розгневилисе: – Уш ты ой еси, наша сёстриця, А и ты жа, Елена Петровная! - И хотят рубить да ёйну голову. Ишша тут им сёстриця поклониласе, Ишша тут она покориласе: – Уш вы ой еси, два брателка, Два Петра веть вы да два Петровиця! Не рубите-тко да буйной головы, Уш вы дайте строку на малой цяс А сходить Елены ко божьей церькви Ишше богу ей помолитисе, А с подружецьками ей роспроститисе.- Они тут были веть послушливы. А послушливы, розговорциты, А дают веть строку на малой цяс, А сходить Елены ко божьей церькви А и богу ей помолитисе, А с подружецьками роспроститисе. А как пошла Елена ко божьей церькви Она богу тут помолитисе, А с подружецьками роспроститисе. Она стоит да тут богу молитьсе: А слезами она да умываитьсе А горем она поттираитьсе. Подскоцил Олёшецька Поповиць сын, Науцят Еленушку Петровную: – Ты просись у братей во цисто поле, Щобы срубили там твою да буйну голову. А приходит Елена от божьей церькви. Ишша братья у ей да россердилисе, Ишша тут они розгневилисе; А хотят рубить буйну голову. Ишша тут Елена возмолиласе. Ишша тут она покориласе: – Уш вы ой еси, вы два брателка, Два Петра да вы два Петровиця! Не секите моей да буйной головы, Уш вы дайте строку на малой цяс, Вы ссеките мою да буйну голову А во далеци да во цистом поли.- Как у ей братья были послушливы Как у ей были розговорциты; Повезли Елену во цисто поле. Они там хотят срубить да буйну голову. Ишша тут Елена возмолиласе, Ишша тут она покорыласе: – Уш вы ой еси, два брателка, Два Петра веть вы да два Петровиця! Вы рубите мою да буйну голову А на той на плахи на липовой.- И как у ей братьци были послушливы А послушливы, розговорциты; Закопали Елену в землю по поесу, Они поехали за плахой за липовой. Подскоцил Олёшецька Поповиць сын, Ишша выкопал тут Еленушку. Да уехали они к божьей церькви, Да веньцями они повеньцялисе, Да перснями они поминялисе. А приехали как два брателка, Два Петра веть их да два Петровиця,– Ишше тут Елены только место знать. Ишше тут они и заплакали: – Уш ты ой еси, наша сестриця, Ишша ты Еленушка Петровна веть! Ишша мы тибя дак много слушали, Ишша ты нас дак не послушала.
*** В былинах существуют как бы два образа Алеши Поповича. В одних случаях он богатырь, побивающий Тугарина, крестный брат Ильи Муромца и Добрыни Никитича, совершающий вместе с ними целый ряд героических подвигов. А в других – бабий прелестник, пытающийся обманом жениться на жене Добрыни Никитича или же, как в данной былине, оговаривающий сестру Петровичей. Считается, что подобное «снижение» образа Алеши Поповича, определенная «дегероизация» его произошла далеко неслучайно. Это прямое следствие антиклерикальных настроений народных масс в XVI-XVII веках, коснувшихся былинного героя именно потому, что он по отчеству своему Попович – сын ростовского попа. Иное прочтение былинного сюжета об Алеше и сестре Петровичей предложено В.Я. Проппом, считающим, что богатырь вовсе не оговаривает Елену, а с помощью оговора пытается ее спасти от тиранической власти братьев. «Алеша,– подчеркивает он,– совершающий воинские подвиги, и Алеша, добывающий себе невесту, жену, вырывающий ее из пасти не мифологического чудовища, а из пасти не менее страшных человеческих чудовищ, есть один и тот же
- 1
- 2
Последние комментарии
20 минут 20 секунд назад
20 минут 53 секунд назад
23 минут 33 секунд назад
33 минут 56 секунд назад
36 минут 37 секунд назад
45 минут 15 секунд назад