Жюль Верн и вопросы развития научно-фантастического романа [Евгений Павлович Брандис] (fb2) читать постранично, страница - 4


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

семье потомственного адвоката Пьера Верна. В 1847 г., после окончания нантского лицея, юноша отправился в Париж, держать экзамены на юридический факультет. Но уже тогда он твердо решил при первой же возможности отказаться от профессии, которую избрал для него отец, и посвятить себя литературе и театру.

В студенческие годы начинающий драматург, при содействии знаменитого романиста Александра Дюма, ставит на сцене несколько веселых водевилей и бытовых комедий. В то же время Жюль Верн испытывает непреодолимое тяготение к естественным наукам. Он неустанно расширяет свои познания, следит за новинками естественнонаучной и технической литературы, знакомится с учеными, инженерами, изобретателями, посещает научные диспуты и доклады.

В начале пятидесятых годов Жюль Верн пробует свои силы в несколько необычном жанре: он пишет рассказы с острым драматическим сюжетом, используя новейшие данные о воздухоплавании («Путешествие на воздушном шаре»), отчеты арктических экспедиций («Зимовка во льдах»), труды по истории и географии стран Латинской Америки («Первые корабли мексиканского флота», «Мартин Пац») и др.

Но от первого рассказа на научную тему до первого романа из серии «Необыкновенных путешествий» Жюля Верна отделяли двенадцать долгих лет, заполненных главным образом утомительной работой ради куска насущного хлеба — сначала в небольшом театре, в должности секретаря директора, потом — в конторе биржевого маклера.

Только в 1862 г. Жюль Верн открыл свое истинное призвание. «Я напал на счастливую мысль, — сказал он друзьям, — пишу роман в совершенно новом роде, нечто очень своеобразное».

«Пять недель на воздушном шаре», первый роман из серии «Необыкновенных путешествий», был опубликован в начале 1863 г. и принес широкую известность уже не молодому и отнюдь не юному автору. К тому времени у Жюля Верна был почти пятнадцатилетний опыт творческой литературной работы и солидный запас научных знаний, без которых он не смог бы стать автором «Необыкновенных путешествий».

Читатели сразу же оценили литературное новаторство Жюля Верна, соединившего в своем произведении художественный вымысел с научными фактами. Его первый роман, так же как и последующие произведения, целиком отвечал интересам и запросам современников. Это легко почувствовать, если обратиться к французским газетам 1862 г., пестревшим сенсационными сообщениями об удачных полетах на аэростатах и ужасных катастрофах в воздухе. Приятель Жюля Верна, воздухоплаватель Надар, был занят сооружением огромного аэростата «Гигант». Имя Надара не сходило со столбцов газет. Новые сведения о географических открытиях английских путешественников в Африке непрерывно будоражили общественное мнение. Неутомимый Давид Ливингстон продолжал свои долголетние исследования «Черного материка». Не успел еще Ричард Бёртон открыть великие озера, как уже пронеслась новая весть: Спику и Гранту удалось дойти до таинственных истоков Нила…

Спик и Грант еще не вернулись из экспедиции, а Жюль Верн уже отправил своего отважного доктора Фергюссона в воздушный полет над Африкой на аэростате усовершенствованной конструкции. Читатели нашли в романе достоверные описания не только известных, но и необследованных тогда африканских просторов, обильные сведения по географии, физике, астрономии, воздухоплаванию, и все это самым непринужденным и естественным образом вплеталось в живую ткань приключенческого сюжета. Правдоподобность вымысла подтверждалась даже датировкой действия: герои совершили свой удивительный перелет через Африку — от Занзибара до реки Сенегал — в апреле-мае 1862 г., за несколько месяцев до того, как роман вышел в свет.

Большой успех этой книги побудил издателя Этцеля, выпустившего ее первым изданием, заключить с Жюлем Верном своеобразный договор на двадцать лет вперед: автор брал на себя обязательство ежегодно передавать издателю два новых романа или один двухтомный. Впоследствии договор был возобновлен еще на такой же срок и оставался в силе до конца жизни писателя, небогатой внешними событиями, но целиком заполненной всепоглощающим творческим трудом.

Ежедневная работа — от зари до зари — была подчинена идеальному распорядку. Рабочий день писателя начинался в пять утра и продолжался, с перерывами, до семи-восьми вечера. В летние месяцы Жюль Верн переносил свой кабинет в каюту паровой яхты «Сен-Мишель» и курсировал на ней вдоль берегов Франции, по Средиземному морю и Атлантике. Яркие впечатления от морских поездок и путешествий по странам Европы нашли свое отражение во многих его романах. Однажды (это было в 1867 г.) писателю довелось побывать в Америке. Поездку за океан он совершил на самом большом по тем временам пароходе «Грейт-Истерн», который затем был подробно описан в романе «Плавающий город». Но меньше всего Жюль Верн мог опираться в своей работе на личные впечатления. Главным источником ему служили научные труды по разным отраслям знания, а также его