Жюль Верн и вопросы развития научно-фантастического романа [Евгений Павлович Брандис] (fb2) читать постранично, страница - 7


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Позднее эта идея была осуществлена, но путь ее осуществления оказался иным.

Специалисты упрекали Жюля Верна в том, что способность «Наутилуса» погружаться на огромную глубину без риска быть раздавленным колоссальной тяжестью водяного столба так же фантастична, как и способность гальванических элементов давать подводному кораблю энергию огромной мощности. Неужели Жюль Верн был до такой степени несведущ, чтобы этого не знать? Нет, универсально образованного писателя нельзя заподозрить в невежестве. Здесь, и в других случаях, он сознательно допускает невероятное. Если бы этих преувеличений не было, не было бы и лучших романов Жюля Верна, в основе своей всегда правдоподобных.

Трудно заподозрить писателя и в том, что он действительно мог верить в возможность путешествия «к центру земли», межпланетного перелета в пушечном ядре или, тем более, — на куске земной поверхности, оторвавшемся при столкновении с кометой («Гектор Сервадак»). Невозможное путешествие к центру земли используется автором как своеобразный литературный прием для поэтического воссоздания воображаемой картины далекого геологического прошлого нашей планеты. В романах «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» писатель задался целью воплотить — и воплотить по-новому — свою мечту о межпланетных сообщениях. В «Гекторе Сервадаке» Жюль Верн хотел сообщить читателям в непринужденно занимательной форме приключенческого романа множество астрономических сведений и вместе с тем высказать свои социальные идеи (сатирические образы англичан-колонизаторов и жадного ростовщика, трудовая община «межпланетных робинзонов» и т. п.). Во всех этих произведениях Жюль Верн блестяще разрешает свою главную задачу — создает увлекательный приключенческий роман, в котором развитие действия связано с определенной научной проблемой или гипотезой, прославляет науку и ее беспредельные возможности, будит у читателей живую пытливую мысль, а также намечает в самом общем виде ту или иную научную или научно-техническую идею.

Подобные же примеры можно извлечь и из других его романов. Поэтому неправы критики, упрекающие писателя за допущенные им фактические ошибки и неточности, забывая о том, что он был прежде всего романистом, а не ученым-исследователем и писал не научные трактаты, а научно-фантастические романы. Следует учитывать также, что многие ошибки Жюля Верна, кроме тех, что были им допущены сознательно ради свободного развития научно-фантастического сюжета, отражают состояние научно-технических знаний его времени, намного превзойденных наукой наших дней. Поучительна не только смелость мысли этого замечательного писателя, но даже его ошибки и просчеты, которые помогают понять, как далеко наука шагнула вперед за несколько десятилетий, отделяющих нас от того времени, когда в нетерпеливые руки читателей попадали новые тома «Необыкновенных путешествий», в превосходных этцелевских изданиях, украшенных иллюстрациями лучших французских художников.

Жюля Верна никогда не оставляла уверенность, что даже самые смелые его фантазии, рано или поздно, воплотятся в жизнь. В 1902 г. на предложенный ему посетителем вопрос, что он думает о науке будущего, писатель ответил:

«Я не сомневаюсь в том, что науке суждено открыть людям много удивительного и чудесного. Скажу даже больше: я убежден, что открытия науки совершенно изменяют условия жизни на земле и многие из этих чудесных открытий будут сделаны на глазах нынешнего поколения. Ведь, собственно говоря, наши знания о силах природы, в особенности об электричестве, находятся еще в зачаточном состоянии. В будущем, когда мы вырвем у природы еще много ее тайн, все чудеса, которые описывают романисты, покажутся простыми и неинтересными в сравнении с еще более редкими и удивительными явлениями действительности, свидетелями которых, повторяю, можете быть и вы».

В многообразном творческом наследии Жюля Верна научно-фантастический роман — главный, но далеко не единственный и не преобладающий вид романа. Самое заглавие серии — «Необыкновенные путешествия» — говорит о том, какое большое место занимает в его творчестве география. Герои Жюля Верна всегда находятся в пути, перед читателем всегда развертывается пестрая географическая панорама. Каждый из романов — будь то роман на современную или историческую тему, с научно-фантастическим, социально-утопическим или даже детективным сюжетом — всегда, в большей или меньшей степени, остается географическим приключенческим романом.

Бесполезно искать какие-то существенные жанровые различия между научно-фантастическими и географическими романами. В таких классических образцах научной фантастики, как «Двадцать тысяч лье под водой» или «Робур-завоеватель», фабула строится на описании кругосветного путешествия главного героя и его невольных спутников. Вместе с тем научная фантазия расправляет свои крылья и во многих географических романах. Капитан Гаттерас