Стихи [Светлана Александровна Кузнецова поэтесса] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Светлана Александровна Кузнецова Стихи

Два года назад ушла из жизни Светлана Кузнецова — прекрасный русский поэт, до сих пор малознакомый широкому читателю. В течение последних десятилетий она почти не публиковалась в периодике, ее не рекламировала критика. При этом, автор девяти прижизненных книг стихотворений и около тридцати книг поэтических переводов, Светлана была подлинным мастером слова.

Как японский рисунок тушью, резко очерченное, тонко передающее оттенки слово несло в себе приметы мудрости и печали. Светлана жила замкнуто. Сибирячка, унаследовавшая гены людей трудных судеб и разноплеменной крови — русские, поляки, тунгусы, — она постоянно вглядывалась и вслушивалась в себя, ища в душе ответы на вселенские вопросы, стремясь обрести опору в этом шатком мире. Но, помимо обращенного внутрь взгляда, были и иные причины ее замкнутости: «заботливо» блокируемая окололитературной плутократией, способной в лучшем случае лишь интерпретировать чужие мотивы (ей и доселе несть числа!), Светлана горько понимала всю трагичность положения русского художника в современном мире.

Ныне возносят многоречивые плачи в память жертв 37-го года, смешивая при этом мотивы и поводы, значимость и значение, истинность и ложность, явственность и мнимость… Хорошо бы не забывать о том, что жертвы зла множатся и сегодня. Хитрость времени такова, что жертвами становятся ныне чаще именно личности значительные, чья жизнь и талант — достояние и слава народа. Вспомним Рубцова и Передреева, Шукшина и Вампилова… Всеми ими при жизни пройдено широкое Поле Боли.

Светлана Кузнецова — из этого ряда. Испытанный способ литературного убийства — замалчивание — применили ненавистники, сведя ее до срока в могилу. И было бы наивно полагать, что сегодня, «после застоя», русскому художнику легче дышится в миазмах масскультуры.

Долгие годы поэт, почитаемый многими камерным, Светлана Кузнецова в лирике последних лет поднялась до больших философских и социальных обобщений. Лучшие, главные ее стихотворения — суровый, лаконичный, порой беспощадный приговор судьбе, Времени, себе, стране.

Светлана умирала мужественно. Серыми своими, как сибирские реки перед ледоставом, глазами открыто смотрела она в лицо Времени. Так было в цикле «Русский венок». Так было и в четырнадцати ее последних стихотворениях, написанных в основном в больнице.

Раиса Романова

"Снится сон мне:"

Снится сон мне:
         луна в черном небе блестит,
Притворяясь чеканной монетой,
И какая-то черная птица летит
Над не менее черной планетой.
В черном платье
          стою я на черном лугу,
Черном, словно густые чернила.
И уже ничего изменить не могу,
Хоть сама это все сотворила.
Хоть впустила сама черноту за черту,
Зачернив свои волосы русы,
И покорно смотрю я на их красоту,
Теребя свои черные бусы.
Не поднять мне от четок зловещих лица
И не снять с себя черные вещи…
Но повинна я сон досмотреть до конца,
Ибо он называется вещим.
12 августа 1988 г.

"Чтобы даль прояснилась яснее,"

Чтобы даль прояснилась яснее,
Никакому не веря врачу,
Я руками как можно плотнее
Нынче голову обхвачу.
И не мелкой, а крупной подробностью
Задрожит под ногами доска,
Перейденный мной мостик над пропастью
Замаячит издалека.
Ощущение вспыхнет, не боле:
Я прошла. Вам уже не пройти.
Этим вымыслом воли и боли
Вам уже никого не спасти.
Позже сменится опасеньем,
Виновато прильнувшим к виску:
Можно ль звать с полным правом
                                                    спасеньем
Злую память и злую тоску?
Но когда мои песни споются,
Те, на самой последней крови,
В чьем-то грязном подоле зальются
Сбереженные мной соловьи.
17 августа 1988 г.

"Дальнего леса печальный реликт,"

Дальнего леса печальный реликт,
Буйство родной чернобыли…
В центре беседы — иранский конфликт,
Давние русские были…
В центре беседы — арабские сны,
Сказочки Шахерезады,
Нового горького смысла полны,
Новой горчайшей услады.
В центре беседы — прекрасный Афган,
Запахи гари и крови.
Где он, бывалый кривой ятаган,
Да насурьмленные брови?
В центре беседы — прекрасный Китай,
Многомильонные сонмы…
Что ж, поскорее из пепла взлетай,
Феникс, чьи крылья огромны.
В центре беседы — прекрасный Восток,
Игры, что мы проиграли.
В центре беседы —