Заметки по пастырскому богословию [Протоиерей Лев Лебедев] (fb2) читать постранично, страница - 64


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

class='book'> 8 В Священном Писании Христос называется также Царем, Ангелом (Великого Совета). Сам о Себе говорит, что пришел «послужить» спасению людей, «исполнить», «творить» волю Отца Небесного. Все это разные стороны или грани служения и подвига Христа. Поэтому нет противоречия в том, чтобы видеть во Христе Архиерея, Иерея и Служителя (диакона) одновременно.

(обратно)

9

Лосский, Указ, соч., с. 100.

(обратно)

10

«Полный православный богословский словарь», статья «Таинства».

(обратно)

11

В богословии и по сей день нельзя считать решенным вопрос об авторстве сочинения Дионисия Ареопагита. На наш взгляд, даже если согласиться с утверждением о том, что в «Ареопагитиках» есть тексты гораздо более позднего происхождения, чем время жизни Дионисия, то и в этом случае нет оснований отрицать принадлежность именно ему определенных основополагающих сочинений, к которым впоследствии были присоединяемы произведения иных авторов, написанные в том же духе и в той же силе духа (!), что в раннехристианской литературе известно.

(обратно)

12

Лосский, Указ. соч., с. 96.

(обратно)

13

Там же, с. 98-99.

(обратно)

14

Живов, Указ. соч., с. 120.

(обратно)

15

Настольная книга..., с. 328-329.

(обратно)

16

Там же, с. 339.

(обратно)

17

Лосский, Указ. соч., с. 101.

(обратно)

18

Там же, стр. 101-102.

(обратно)

19

О боговдохновенности канонов как законов жизни Церкви и недопустимости существенных отступлений от них см. у Лосского (Указ. соч. с. 92-93, 99).

(обратно)

20

Преп. Максим Исповедник. Указ. соч., с. 71.

(обратно)

21

Лебедев. Указ. соч.

(обратно)

22

Живов. Указ. соч., с. 114.

(обратно)

23

Лебедев. Указ. соч.

(обратно)

24

Преп. Максим Исповедник. Указ. соч., с. 66-67.

(обратно)

25

Святит. Симеон Солунский «Книга о храме», с. 390, а также с. 387, 389-390.

(обратно)

26

Там же, с. 391.

(обратно)

27

Об этом подробней см. Настольную книгу... т. 4, «Богослужебные одеяния духовенства».

(обратно)

28

Книга правил, с. 103.

(обратно)

29

Успенский. Указ. соч.

(обратно)

30

Григорий, иеромонах. Указ. соч., с. 145.

(обратно)

31

Преп. Феодор Студит «Творения», с. 186-187.

(обратно)

32

Антоний (Храповицкий), митрополит Указ. соч.

(обратно)

33

Шмеман, Указ. соч., с. 158.

(обратно)

34

Там же, с. 244-245.

(обратно)

35

Преп. Максим Исповедник говорит: «Нисхождение архиерея с кафедры после чтения Евангелия и удаления катехуменов (оглашенных) есть образ (икона) Второго Пришествия, когда проповедано будет Евангелие Царства... и... придет конец (Мф. 23, 14). Как тогда ангелы разделят верных и неверных, праведных и порочных, так и сейчас служители удаляют оглашенных. И подобно тому, как из храма удаляются оглашенные, из души исходит все страстное.» (В. М. Живов, Мистагогия..., с. 83-127). Св. Симеон Солунский пишет: «Сие время Божественной Литургии (ектения об оглашенных — прот. Л.) означает окончание века сего. "Егда же проповедано будет", — говорит Спаситель, — "сие Евангелие во всем міре, тогда приидет кончина", в скончании же "пошлет Сын Человеческий Ангелы Своя" и разлучит нечестивых от праведных. Сообразно сему действию судеб Божиих творит и Церковь» («Книга о храме» в Указ. соч., с. 405-406).

(обратно)

36

Церковь, из соображений икономии, во многих случаях упрощала отдельные выражения и обороты церковно-славянского языка, насколько это было возможно, чтобы при этом не разрушить самый состав и основание его. Однако и такие упрощения таят в себе опасность и не всегда были удачны. Так, в древних и современных славянских напрестольных Евангелиях в тексте 67-го зачала (Ин. 21, 15-25) знаменитые слова Спасителя Петру переданы так: «Аминь, аминь, глаголю тебе: егда бе юн, поясашеся сам и хождаше, аможе хотяше...». Здесь все — в третьем лице (когда /он/ был юн, то препоясывался сам). В изданиях славянских Библий XIX столетия издатели, видимо, решили, что здесь допущена ошибка, так как следующая часть слов Спасителя содержит обращение во